Екатеринбургская городская электричка


С 31 августа 2005 года[1] в городе пущена первая линия городского поезда («городской электрички») от микрорайонов Семь Ключей и Сортировка (на севере) через вокзал (пересадка на первую линию метрополитена) и центр города, станцию Шарташ до микрорайонов Ботаника, Керамик (на юге), которая имела длину 30 км, 11 остановок («Екатеринбург-Сортировочный», «Электродепо», «ВИЗ», «Екатеринбург-Пассажирский», «Первомайская», «Шарташ», «Лесотехническая», «Ботаническая», «Уктус», «Вторчермет», «Керамик»), время проезда около часа и электропоезда в качестве подвижного состава.

Городская электричка была введена в строй почти на два года раньше первоначальных планов. Как пояснил Аркадий Чернецкий, на тот момент глава Екатеринбурга, это стало возможным благодаря сотрудничеству города, области и Свердловской железной дороги[1]. По утверждению тогдашнего губернатора Свердловской области Эдуарда Росселя, данный социально значимый проект должен был послужить решению транспортных проблем города[1].

Старт электрички был столь стремительным, что приготовившиеся освящать её священнослужители не успели провести обряд[1].

Уже в первый год функционирования городской электрички её услугами воспользовались около двух миллионов человек[2], а к середине 2007 года — свыше трёх миллионов, с ежемесячным увеличением пассажиропотока на 5 процентов[3].

В августе 2007 года линия продлена на юг на 2 станции («о. п. 21 км», «Сысерть») и 15 минут по времени проезда, а также (1 рейсовая пара по выходным дням) на север на 2 станции («Палкино», «Северка») и 15 минут по времени проезда до Северки[3]. С мая 2008 года городских электропоездов до Северки нет, позже линия была сокращена до станции Керамик.

В 2008 году открылась специальная линия пригородного поезда-аэроэкспресса «Экспресс Кольцово» от городского вокзала до аэропорта Кольцово, которая также останавливается на промежуточных станциях и имеет время проезда 39 минут, для чего были построены и электрифицированы несколько сотен метров железнодорожного пути от станции Кольцово и построена платформа возле аэровокзала. Однако с 2010 года в связи с небольшим пассажиропотоком, «аэроэкспресс» были вынуждены перевести в разряд обычного пригородного маршрута[4][5].