Алабуга (особая экономическая зона)


«Алабуга» — особая экономическая зона промышленно-производственного типа в Елабужском районе Республики Татарстан. Расположена в 10 км от Елабуги, 25 км от Набережных Челнов, 40 км от Нижнекамска и 210 км от Казани. Занимает площадь 3903,5 га.

Стопроцентным акционером управляющей компании АО ОЭЗ ППТ «Алабуга» является Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан.

В 1980-х годах правобережье Камы рассматривалось как перспективный промышленный центр. В районе Набережных Челнов было налажено сообщение по автомобильной и железной дороге, развёрнуты новые промышленные мощности «КамАЗа», открыты Завод транспортного электрооборудования и Картонно-бумажный комбинат, введена в строй Нижнекамская ГЭС. В 1984 году Совет министров СССР принял решение о строительстве в районе Елабуги Камского тракторного завода (КамТЗ), включавшего завод по производству универсальных тракторов, завод двигателей, завод топливной арматуры, завод турбокомпрессоров, литейно-кузнечный завод и станкостроительный завод. Дирекцию будущего завода возглавил директор литейного завода производственного объединения «КамАЗ» Николай Бех, под руководством которого был подготовлен генеральный план КамТЗ. Генеральным подрядчиком выступило производственное объединение «КамГЭСэнергострой», главным проектировщиком — харьковский «Гипротракторсельхозмаш», заказчиком строительства выступило Министерство тракторного и сельскохозяйственного машиностроения СССР. 12 октября 1984 года в основание будущего завода был уложен первый кубический метр бетона, в 1985 году развернулись работы по строительству жилых домов, заводских корпусов, котельной, очистных сооружений, дороги от автомагистрали Казань — Набережные Челны до площадки завода. К 1988 году были смонтированы 6 корпусов завода, построена теплоэлектроцентраль, проложено 90 км газопровода высокого давления из Удмуртии и собрано 4 образца опытного трактора.

Однако Михаил Горбачёв усомнился в целесообразности эксплуатации огромного тракторного производства. В июле 1988 года Совет министров принял решение о реорганизации КамТЗ в Елабужский автомобилестроительный завод (ЕлАЗ), который перешёл в ведение Министерства автомобильной промышленности приказом от 9 августа 1988 года[2]. На площадке ЕлАЗа в 1989—1995 годах планировалось развернуть массовый выпуск малолитражных легковых автомобилей, в частности «Оки». Также завод вёл переговоры о создании совместного с Fiat предприятия по выпуску Fiat Panda и совместно разработанной модели «А93», однако итальянская компания затягивала подписание договора, дожидаясь разрешения политического кризиса, от которого зависело финансирование проекта. На фоне нехватки средств запуск ЕлАЗа был перенесён с 1991 на 1992 год. В ноябре 1991 года решением Горбачёва завод перешёл в юрисдикцию Республики Татарстан и благодаря поддержке президента Татарстана Минтимера Шаймиева предприятию удалось избежать закрытия после распада Советского Союза.


Общий вид на ОЭЗ «Алабуга», 2017 год
Общий вид улицы Ш-2 с восточной стороны
Общий вид улицы Ш-2 с западной стороны
Теплосетевой комплекс
Контейнерная площадка
Таможня
Индустриальный парк «А Плюс Парк Алабуга»
Завод «Тракья Гласс Рус»
Завод «Форд Соллерс Елабуга»
Завод «Интерскол»
Завод «Сария Био-Индастрис Волга»
Завод «Белая Дача Алабуга»
Предприятие «Роквул-Волга»
Предприятие «Эр Ликид Алабуга»