Енисей (ракета-носитель)


«Енисей» — российская ракета-носитель сверхтяжёлого класса (РН СТК-1), первая сверхтяжёлая РН, разрабатываемая российской промышленностью в постсоветский период.

Разрабатывается в рамках федеральной целевой программы «Создание космического ракетного комплекса сверхтяжёлого класса на 2020—2030 годы» (подготовлена совместно с РАН весной 2019 года[1]), которая оценивается в 1,5 трлн рублей. Основная ракета-носитель второго этапа Российской лунной программы.

На базе РН «Енисей» до остановки работ в 2021 разрабатывалась, путём добавления четвёртой ступени, ракета-носитель «Дон» (РН СТК-2)[6].

Своё название ракета получила в конце 2018 года, до этого именовалась «РН СТК» («ракета-носитель сверхтяжёлого класса») либо «Сверхтяжёлая ракета-носитель».

В 2021-м году российская космическая промышленность начала подготовку к созданию кислородно-метанового сверхтяжёлого носителя по проекту главного конструктора Горохова В. Д.[10]. Это первый и уникальный случай в истории современной российской космонавтики, когда концепцию будущего носителя определяет двигателист. В советской космонавтике подобное удавалось сделать лишь академику Глушко В. П.. Но современная российская космонавтика отличается от советской качественно и по «человеческому фактору», кадровой составляющей, и по системе и культуре общественных и производственных отношений, и по финансированию и господдержке на высших уровнях власти, по техническому и научному уровню, по целям и задачам, по перспективам и её роли в мире; по многим другим составляющим.

5 октября 2017 года специалисты институтов ЦНИИмаш и «Агат» на основе проанализированных вариантов развития ракет-носителей сверхтяжёлого класса, предназначенных для пилотируемых полётов в дальний космос и выведения на орбиту крупных конструкций, представили в «Роскосмос» предложения об увеличении грузоподъёмности сверхтяжёлой ракеты на первом этапе её создания[46]. Вместо проектов «Энергия-3» грузоподъёмностью 70 тонн на НОО и «Энергия-6» грузоподъёмностью до 170 тонн на НОО специалисты институтов предложили новый проект: «Энергия-5.1» с грузоподъёмностью 100 т. В последующем на её базе могут быть созданы 130—140-тонная «Энергия-5.2» и 170—180-тонная «Энергия-7». Руководителем рабочей группы, представившей проект, стал генконструктор систем выведения Александр Медведев.