Енос


Ено́с (др.-евр.אֱנוֹשׁ בן שת‏‎ энош бен шет) — ветхозаветный персонаж, сын Сифа[4], отец Каинана[5]; третий патриарх, начиная от Адама.

Во времена Еноcа человечество совершило большую ошибку, и мудрецы того поколения давали необдуманные советы. Сам Енос был одним из тех, кто ошибался. Их ошибка заключалась в следующем: они говорили, что Бог создал звезды и сферы, чтобы управлять миром. Он поставил их на высоте и относился к ним с почетом, сделав их слугами, которые служат перед Ним. Соответственно, подобает хвалить и прославлять их и относиться к ним с почтением. [Они уразумели] в том, что это была воля Бога, благословен Он, чтобы они возвеличивали и чтили тех, кого Он возвеличил и чтил, подобно тому, как царь желает, чтобы рабы, стоящие перед ним, были почитаемы. На самом деле, это является выражением чести царю[13].

Толкование на фразу из Книги Бытия, что во времена Еноса люди стали призывать имя Господа, отмечено в книге Владимира Мартынова «История богослужебного пения»: «Призывание имени Господа, начатое согласно Священному Писанию при Еносе, некоторыми отцами понимается как начало торжественного общественного служения, другими же толкуется как начало внутреннего сосредоточенного памятования о Боге или как стяжание умного вопля сердца. Как в том, так и в другом случае необходимо отвлечение внимания от всего земного и мирского и сосредоточение его на Небесном и Божественном»[14].

«Малелеил в переводе означает: „хвала, слава Богу“, или „хвалящий, прославляющий Его“. Этим самым указывается, очевидно, на процветание религиозных интересов при Каинане, сыне Еноса — первого организатора служения Богу, в составе которого видное место занимало торжественное призывание и прославление Творца, Промыслителя мира и Искупителя человечества».

В Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона говорится о том же: «По-еврейски это имя означает слабый, немощный; носитель его отмечает собой момент полного разделения двух поколений — сифитов и каинитов. В то время как последние, гордые своими силами, всецело отдались материальной культуре, первые всю свою надежду возлагали на Бога и ввели правильное богослужение. Сифиты с этого времени стали называться сынами Божьими, в отличие от каинитов, как сынов человеческих»[16].

И в пятую седмину сего юбилея Сиф взял себе в жены свою сестру Азуру, и она родила ему в четвёртый год Эноса.