Ерок


Еро́к (другие распространенные названия: е́рик и па́ерок или пае́рок; реже встречаются воо́с, ерец, ерик верхний, ерица, ерти́ца, е́рчик, ово́с, пае́рк, поо́ксь, ре́чник; иногда также кенде́ма) — надстрочный знак церковнославянской и вообще старинной кириллической письменности, ставящийся над согласной буквой или после неё взамен опускаемого ера (Ъ) или (реже) еря (Ь).

Впервые встречается уже в старославянских источниках (например, ст.‑слав. всѣд꙽шои в Новгородском кодексе рубежа X и XI вв.).

В новомосковском изводе церковнославянского языка применяется преимущественно взамен ера на конце предлогов и приставок (в последнем случае соответствует русскому разделительному твердому знаку). При этом обычно соблюдается следующая система: с ерком пишутся многобуквенные предлоги и приставки (из̾, пред̾, без̾ и др.), а также наречия бли́з̾ и в̾слѣ́дъ, однобуквенные же предлоги и приставки (въ, съ, къ) пишутся с полноценным ером (за исключением упомянутого слова в̾слѣ́дъ).

В старом московском изводе церковнославянского (применяемом старообрядцами) частично выполняет также функции знака переноса слов: если слово разрывается после согласной, то над ней ставится ерок: содер̾//жа́ти (а если после гласной, то перенос никак не отмечается: по//доба́етъ).

В начертании ерок двояк: может выглядеть S-образно, наподобие вертикальной тильды, либо же в виде чего-то среднего между формами 7 и У; в древности встречалась и форма в виде шапочки или крышечки ^.

В западных старопечатных книгах разным начертаниям пытались придать различное орфографическое и фонетическое значение: так, в грамматике Мелетия Смотрицкого (1619) надстрочный знак в виде ^ (названный пае́ркъ) соответствует ерю в конце слов, а знак в виде У (названный е́рикъ) — еру. (Надстрочный же заменитель еря между согласными у Смотрицкого называется мягкая и изображается как штрих /, на вид почти такой же, как знак обычного ударения-окси́и, но чуть поменьше.) В изданиях Львовской братской типографии тех же времен ер также заменялся надстрочным У-образным знаком, а вот ерь превращался в надстрочную угловатую вертикальную тильду.


Надстрочный Ъ (ерок) после предлогов «в» на примере текста скорописи из писцовой книги конца XVI века (в сочетаниях «в Шелонской пятине», «в Петровском погосте»).