Ерёменко, Александр Викторович


Алекса́ндр Ви́кторович Ерёменко (25 октября 1950, д. Гоношиха, Алтайский край21 июня 2021, Москва) — русский советский и российский поэт. Представитель метареализма — течения в поэзии 70-х-90-х гг. XX века, означающего «метафизический», а также «метафорический» и «метаметафорический» реализм.

Родился 25 октября 1950 года в деревне Гоношиха Алтайского края. Родители крестьянского происхождения, служащие. Окончил среднюю школу в городе Заринске. Служил на флоте, работал на стройках Дальнего Востока, был моряком и кочегаром, работал на Камчатке, ходил на рыболовном сейнере. В Ленинградском порту работал докером.

В 1974 году поступил на заочное отделение Литературного института им. А. М. Горького, но не окончил его.

Диплом я защитил на отлично, а на госах я получил два балла по научному коммунизму. Я все пытался взять себя в руки, брал эту книгу — думаю, надо подготовиться, но это же схоластика полнейшая, первую страницу я осиливал, а дальше… Потом, когда пошли все эти изменения и в Литературном институте новые веяния, мне предлагали этот предмет убрать и заменить историей философии, чтобы я сдал и получил диплом. Но в те времена уже не очень этот диплом и нужен был кому-то, тем более всегда можно было сказать, что я курс обучения прошел и дипломированным специалистом являюсь.[2]

В том же 1974 году перебрался в Москву. Состоялось совместное выступление в ЦДРИ Ивана Жданова, Александра Ерёменко и Алексея Парщикова, представленных Константином Кедровым. В середине восьмидесятых Ерёменко вместе с поэтами Алексеем Парщиковым и Иваном Ждановым вступили в Профком литераторов, создали неформальную литературную группу «метареалистов» (другое название — «метаметафористы»). Cтихи Александра Ерёменко «Горизонтальная страна…», «Печатными буквами пишут доносы…» и «Сгорая, спирт похож на пионерку…» — были опубликованы в апреле 1987 года в журнале «Юность»[3] в рубрике «Испытательный стенд».

Потом Кедров придумал «метаметафористов», хотели определить направление, в котором мы работали. Нам даже устраивали какие-то такие, можно даже сказать, шоу: с одной стороны пригласили нас троих, с другой — концептуалистов, и устроили типа стычку такую. С концептуалистами я общался, в основном с Рубинштейном. С Приговым мы вместе выступали часто, уже без всяких полемик, так: пригласят — выступим. К их творчеству я отношусь спокойно, без особого пиетета, но и не так, чтобы я его как-то отрицал.[2]