Естественная религия


Естественная религия — религия, возникшая в древности естественным путём (без участия божественного откровения) и/или связанная с поклонением природе.

В эпоху Просвещения это понятие широко использовалось деистами для описания «религии здравого смысла» или «религии разума»[1][2][3][4][5][6][7][8][9][10][11][12]. Однако разные мыслители вкладывали в него разное содержание[13][3][14]. Некоторые из них считали само это понятие бессмысленным[15]. Некоторые описывали этой фразой пантеистическое учение, согласно которому сама природа божественна. В современной философии этой фразой описывают использование «естественных» для человека когнитивных способностей, таких как разум, чувственное восприятие, способность к анализу своих мыслей и поступков, для рассмотрения вопросов религии; в современном смысле термин «естественная теология» обозначает то же самое[16][17].

Одна из ранних точек зрения на естественную религию была изложена французским философом Жаном Боденом в произведении «Беседа семерых о сокровенных тайнах возвышенных вещей» (написано в 1588[20] году, но не опубликовано; стало известно через рукописные копии в 1600-х годах). Там естественная религия рассматривается как старейшая религия прародителей человечества[21]. Книга представляет собой диалог семи представителей различных точек зрения: атеист, представители трёх направлений христианства (кальвинист, католик и лютеранин), иудаист, мусульманин и натурфилософ[20][2]. Они выражают свои взгляды на обсуждаемые вопросы, при этом во второй и третьей частях книги больше всего высказывается натурфилософ. В частности, он утверждает, что Бога можно познать только путём познания Его творения — «всеобъемлющего театра природы». Эту же точку зрения Боден почти теми же словами высказывал в другом своём произведении — Universae naturae theatrum (1596)[22]. Диалог заканчивается на согласии его участников с тем, что различные религиозные взгляды имеют право сосуществовать в гармонии. Гармония природы основана на многообразии, и эту гармонию многообразия нужно воссоздать и в сфере религии, то есть достичь религиозной толерантности, основанной на признании многообразия религий[21][23].

Работа Бодена ходила лишь в виде рукописи, поэтому она была доступна немногим и не оказала значительного влияния в то время. Представления о естественной религии были развиты в Англии в 1600-х годах[24]. В то время было распространено представление, в частности благодаря работам Гуго Гроция, что существует некое «естественное право» — определённые неизменные принципы, лежащие в основе любой системы права[25]. Гуго Гроций проводил параллели между естественным правом и естественной религией[26][27].

Развивая мысль о «естественном праве», Герберт Чербери в 1645 году описал пять истин естественной религии[25][26][27]: