Естествознание в школе


Естествозна́ние в школе — учебный предмет по изучению естественных наук, предназначенный для формирования у учащихся целостного представления об окружающем мире[1].

В 1920—1950-х годах курс естествознания изучался в советских школах, а его содержание имело ярко выраженную практико-ориентированную направленность. В 1960—1970-х годах курс естествознания в школе был ликвидирован в связи с реализацией идеи повышения теоретического уровня образования[2].

Начиная с 1990-х годов учебный предмет «Естествознание» вводился в начальную, основную и старшую (среднюю) школу. В начальной и основной школе он применялся с пропедевтической целью, и наряду с природоведением готовил школьников к изучению отдельных естественно-научных дисциплин в старшей школе. Среди них преобладали курсы, построенные по модульному принципу. В этом случае соответствующий модуль, например физики, преподавал учитель физики в кабинете физики. Также обстояло дело с другими естественно-научными дисциплинами. Основным недостатком такого преподавания было дублирование школьных предметов, например географические знания школьники изучали и в курсе географии, и в курсе естествознания[2]. С 2015 данный предмет был исключён из федерального базисного учебного плана[1].

В старшей школе учебный предмет «Естествознание» имел мировоззренческую направленность и вводился в гуманитарных классах. Цель дисциплины в этом случае — сформировать у учащихся научное мировоззрение, единство взглядов на природу, представление о роли естествознания в культуре и знание о научном методе познания. Общая особенность таких курсов заключалась в том, что знания естественно-научных дисциплин применялись для иллюстрации методологических идей, позволяли раскрыть сущность научного метода исследования, классического и современного взглядов на мир, симметрию законов и прочее[2].

Естествознание как предмет, изучаемый по выбору, имеет несколько вариантов. В одной и той же школе учащиеся могут постигать несколько разных в идейном и содержательном отношении одноимённых курсов. Это позволяет школьникам с помощью учителей вовремя определиться и выбрать курс в соответствии с интересами и профессиональными намерениями. В настоящее время построение образовательного процесса на старшей ступени общеобразовательной школы в России осуществляется в соответствии с концепцией профильного обучения. В качестве основных выделяют 4 профиля обучения: естественно-математический, технологический, социально-экономический, гуманитарный[3].

В первых двух профилях отдельные естественно-научные дисциплины являются профильными общеобразовательными предметами и изучаются углубленно. В последних двух профилях изучается интегрированный предмет «Естествознание», на который отводится не более 3 часов в неделю. Такое же состояние дел в «универсальном» непрофильном обучении, в котором «Естествознание» изучается 5 часов в неделю[4]. Главные требования к содержанию и структуре курса естествознания в России для старшей профильной школы изложены в ФГОС[4].