Фреско, Жак


Жак Фре́ско (англ. Jacque Fresco; 13 марта 1916, Бруклин[4], Нью-Йорк, США18 мая 2017, Себринг, Флорида, США) — американский производственный инженер, промышленный дизайнер и футуролог. Директор и основатель организации «Проект Венера»[5].

Для его проекта основными направлениями стали: холистический дизайн, пассивный дом, города с устойчивым развитием, ресурсо-ориентированная экономика, всеобщая автоматизация, кибернетические технологии, роль науки в обществе[6]. Росту популярности идей Фреско способствовал фильм 2008 года «Дух времени: Приложение»[7].

Жак Фреско родился 13 марта 1916 года в Бруклине — районе Нью-Йорка[5], в семье еврейских эмигрантов из Турции, сефардов. Его детство прошло на улицах родного города. Фреско учился в местной общеобразовательной школе. По словам самого Жака, уже с малого возраста он начал понимать необходимость мыслить глобально[8] — во многом на это повлиял его дед. На одном из школьных занятий Жак отказался давать традиционную клятву верности флагу США[9], объяснив своё поведение тем, что многие достижения были сделаны представителями разных народов. Поэтому он предпочёл бы дать клятву верности планете Земля и всему живому, а не флагу конкретной страны[10]. В результате директор разрешил Жаку заниматься самостоятельно при условии, что он будет каждую неделю отчитываться ему о том, что узнал. Примерно через два года директор школы умер, и Жак был лишён своих привилегий. Тогда, в двенадцать лет, он покинул школу[11]. В это время Жак начал интересоваться самолётами, стремился понять принцип их движения. В 1929 году ему удалось попасть в аэропорт — Жак ходил там часами, но ограниченный доступ к самолётам только усилил его мотивацию узнать о воздушном транспорте как можно больше[12]. В возрасте четырнадцати лет, во время Великой депрессии, Фреско ушёл из дома, путешествуя автостопом[4].

Как рассказывал сам Фреско, в 1931 году он встретил Альберта Эйнштейна, разговор с которым запомнился Жаку на всю жизнь[13][14]. В возрасте восемнадцати лет, в 1934 году, Жак начал заниматься конструированием на профессиональном уровне[15].

…Самым важным для меня стало то, как эти люди распределяли между собой свои ресурсы — это в буквальном смысле открыло мне глаза. Именно тогда я осознал, насколько катастрофическими являются последствия дефицита и как сильно это влияет на поведение людей и формирование их ценностей. На острове, после ловли рыбы, туземцы просто ходили и раздавали её всем в округе. Рыбы было так много, что её хватало на всех и даже сверх этого. Проблемы начинаются тогда, когда по тем или иным причинам нет возможности прокормить целое племя. В этом случае человеческое поведение сильно меняется: они начинают прятать еду, воровать, обманывать и даже драться[17].