Вотрен, Жан


Жан Вотре́н (фр. Jean Vautrin), настоящее имя Жан Эрма́н (фр. Jean Herman; 17 мая 1933, Паньи-сюр-Мозель, департамент Мёрт и Мозель, Франция — 16 июня 2015, Градиньян, департамент Жиронда, Франция) — французский писатель, киносценарист, режиссёр. Лауреат многочисленных литературных и кинопремий.

Родился в Лотарингии на северо-востоке Франции, внук шахтёра[1]. Окончив лицей, в 1952 году успешно поступил в Высший институт кинематографии[фр.][2] в Париже, по окончании которого отправился преподавать французскую литературу в Бомбейский университет в Индии[3]. Находясь в Индии, готовит французскую версию фильма «Песнь дороги» Сатьяджита Рая, пишет статьи для кинематографических журналов, его карикатуры в журнале «Illustrated Weekly». Там снимает свои первые две короткометражки в качестве режиссёра. В 1956—1958 годах работает с Роберто Росселлини над его многосерийным фильмом об Индии[2].

Вернувшись во Францию, работает ассистентом на телевидении над несколькими американскими фильмами: над «Четырьмя всадниками Апокалипсиса» Винсента Миннелли, затем над «Самым длинным днём» (оба — 1962). Затем снимает несколько самостоятельных работ, таких как «Праздная жизнь» и «Прощай, друг» с Аленом Делоном[4] (1967) и «Джефф» (1968)[2].

В 1970-х годах прекращает работу режиссёра и пишет сценарии для кинофильмов. Работает с такими режиссёрами, как Жорж Лотнер, Ив Буассе, Жак Дере, Жиль Беа[1]

Фильм «Под предварительным следствием» получает самую престижную французскую кинопремию «Сезар» за лучший сценарий (делит эту премию с Мишелем Одиаром и Клодом Миллеро[5].

Одновременно с работой в кинематографе с 1970-х годов пишет и публикует под псевдонимом Жан Вотрен «народную» прозу: романы, рассказы, эссе[4]. И здесь тоже добивается успеха: через 2 года после кинематографического «Сезара» его роман «Лоскуты» удостаивается престижной премии «Два маго», ещё через 2 года Вотрен получает «малую» Гонкуровскую премию за рассказ, наконец, в 1989 — главную французскую литературную Гонкуровскую премию за роман «Большой шаг навстречу доброму Богу»[6][4] — сага об американской Луизиане начала XX века[3].