Железнодорожная линия Лиепая — Вентспилс


Железнодорожная линия Лиепая — Вентспилс полностью построена в 1944 году. Закрыта компанией Latvijas dzelzceļš под предлогом плохого состояния пути в 1996 году. Фактически причиной закрытия линии была её убыточность. В 2009 году линия была разобрана.

В 1912—1913 гг была построена провизорская узкоколейная (600 мм) линия от Лиепаи ло Зиемупе, предназначавшаяся для перевозки камней в Лиепайский порт, и в начале Первой мировой войны — узкоколейная линия между Павилостой и Алсунгой. 6 июня 1928 года Латвийский Сейм принял постановление о постройке узкоколейной линии Лиепая — Зиемупе — Павилоста — Алсунга (Алшванга), но несколько позже было решено, что линия, проходящая по столь малообжитым местам, будет убыточной и линию на Алсунгу запланировали провести через Вергале, с колеёй 750 мм. Линия была готова 14 августа 1932 года, и её, чтобы не делать крюк, не стали заводить в Павилосту, которую позже соединили с линией 3 километровым ответвлением от станции Упениеки (с 1933 года — Курса). В 1933 году линию решили продлить до Кулдиги и 1 сентября 1935 года участок Алсунга — Кулдига был сдан в эксплуатацию. В 1939 году началось строительство участка Тукумс — Кулдига. До начала Второй мировой войны от станции Тукумс II успели проложить всего лишь 8 км пути.

Когда в 1944 году немецкие войска оказались в курляндском котле, оставшиеся в их распоряжении железнодорожные линии Вентспилс — Тукумс и Лиепая — Биксты оказались изолированы друг от друга и их спешно соединили линией Берзупе — Джуксте, но и её вскоре заняли советские войска. Следующую рокадную линию немцы решили строить уже как можно дальше от линии фронта и удобнее всего оказалось соединить Лиепаю и Вентспилс через Алсунгу. Как раз пригодился недостроенный мост через Венту. Этот мост начали строить перед Первой мировой войной для ответвления Вентспилс — Кулдига, которое из-за войны так и осталось лишь на бумаге. В декабре 1944 года по новой линии, включавшей перешитый на европейскую колею (рельсы узкой колеи не снимали — они так и оставались между ширококолейными)[1] участок Лиепая — Алсунга, прошли первые поезда.

Новой линии придавалось важное стратегическое значение и в СССР, где она оказалась в приграничной зоне особого режима. Её сохранили и перестроили с шириной колеи 1524 мм. На линии появилось также и пассажирское сообщение. Сохранился также изолированный узкоколейный участок Алсунга — Кулдига, по которому до 1963 года курсировал грузопассажирский поезд, причём, в отличие от ширококолейной линии Лиепая — Вентспилс с одной парой пассажирских поездов в сутки, здесь предусматривалось две пары. Грузоперевозки на участке производились до 1974 года, для нужд деревообрабатывающего комбината «Вулкан» в Кулдиге, после чего по причине критического состояния путей, участок демонтировали. Ветка Курса — Павилоста разобрана вскоре после окончания войны.