Железнодорожная линия Рига — Даугавпилс


Рига — Даугавпилс — железнодорожная линия в Латвии (её длина — 218 километров), соединяющая станции Рига-Пассажирская и Даугавпилс (через Крустпилс). Включает в себя самый протяжённый (82 км) электрифицированный участок железной дороги в Латвии от Риги до Айзкраукле[1].

Построена в 1858—1861 годах как Риго-Двинская железная дорога, движение открыто в 1861 году. Линия соединила Ригу с Петербурго-Варшавской железной дорогой.

20 июля 1959 года был электрифицирован участок Рига — Огре, в том же году контактную подвеску продлили до Парогре, в 1968 году — до Юмправы, и в 1972 году — до Айзкраукле[2]. В начале 1990-х годов на участках Лиелварде — Кайбала и Юмправа — Дендрарий проложен второй рельсовый путь. До 1990 года километраж на участке Рига — Крустпилс отсчитывался от Москвы.

По состоянию на 2021 год, помимо электропоездов, курсирующих на участке Рига — Айзкраукле (маршруты Рига — Огре, Рига — Лиелварде и Рига — Айзкраукле), линию использовали международные поезда Рига — Москва, Рига — Санкт-Петербург (прицепные вагоны) и Рига — Минск (отменены с 17 марта 2020 года в связи с пандемией коронавируса), дизель-поезда Рига — Крустпилс, Рига — Резекне и Рига — Зилупе и на участке до Плявиняс: Рига — Мадона и Рига — Гулбене. На линии было весьма интенсивное движение грузовых поездов (по графику на 2014/2015 годы на участке Плявиняс — Шкиротава было предусмотрено 28 грузовых поездов в день в направлении Риги и 27 — в направлении Плявиняс[1]. На участке от Риги до Крустпилса линия двухпутная, далее — однопутная.

Планировалось продлить электрификацию линии от Айзкраукле до Крустпилса. В дальнейшем планируется продление электрифицированной линии от Крустпилса до Даугавпилса, а впоследствии и электрификация примыкающих по станции Крустпилс направлений: