Железнодорожная линия Сараево — Плоче


Железнодорожная линия Сараево — Плоче — железнодорожная линия в Боснии и Герцеговине и Хорватии. Электрифицированная одноколейная линия является частью Панъевропейского транспортного коридора 5c, идущего от Плоче через Сараево и Осиек в Будапешт.

Трасса имеет длину 194,6 км и 27 железнодорожных станций (по состоянию на 1975 год), 71 мост общей протяженностью 3,7 км и 106 тоннеля общей протяженностью 36,6 км. Из них 46 туннелей и 21 мост расположены на участке между Брадиной и Коницем. Самый длинный тоннель линии имеет длину 3,23 км[1]. Наибольший уклон в 25 промилле[2] находится на участке Брабина-Кониц[3]. На значительном протяжении линия идёт вдоль долины реки Неретва.

Максимально допустимая скорость на участке в Боснии и Герцеговине составляет 70 км/ч для пассажирских и 50 км/ч для грузовых поездов[4]. На хорватском участке максимальная скорость составляет 100 км/ч. Железнодорожная линия относится к классу D4[5].

Предшественницей нынешней линии со стандартной колеёй была построенная в 1891 году узкоколейная железная дорога[6]. Поскольку её пропускная способность была недостаточной для удовлетворения транспортных потребностей социалистической Югославии, в 1963 году[2] началась перестройка линии под стандартную колею, при этом на многих участках трасса была проложена по-новому[3]. Из-за строительства ГЭС на реке Неретва, несколько участков старой трассы оказались затопленными. 26 и 27 ноября 1966 года железнодорожная линия была торжественно открыта. На тот момент строительные работы были ещё не полностью завершены, включая железнодорожные платформы, оборудование для обеспечения безопасности и запланированную товарную станцию в Мостаре[3]. По данным нынешнего оператора железнодорожной линии ŽFBH, она была введена в эксплуатацию 1 октября 1968 года[6]. В 1969 году была введена в эксплуатацию электрификация линии (переменный ток 25 кВ 50 Гц)[6][7].