Железнодорожная магистраль Китай — Кыргызстан — Узбекистан


Железнодорожная магистраль «Китай — Кыргызстан — Узбекистан» — проектируемая 454-километровая железная дорога[1], призванная соединить железные дороги Китая и Узбекистана через территорию Кыргызстана, а далее через Туркменистан, Иран и Турцию связать с европейской сетью железных дорог в рамках транспортной системы Нового шёлкового пути.

После продолжительной полемики при обсуждении маршрута через Кыргызстан выбрано «северное» направление: от китайского города Кашгар (является конечной точкой железной дороги в южном Синьцзяне), через приграничный Торугарт, долину Арпа (Ферганский хребет) далее через Макмал и Джалал-Абад в Узбекистан[1][2]. Планируемая протяжённость кыргызского участка составляет 268,4 километра[3], китайского участка — 165 километров.

Поскольку Китай и Кыргызстан имеют разную ширины колеи, стороны рассматривали различные варианты по решению данной проблемы. Кыргызская сторона настаивала на применении стандарта 1520 мм, китайская сторона — на ширине 1435 мм. По состоянию на май 2011 года, предполагалось что пунктом замены тележек будет станция Тузбель в Кыргызстане[2]. В январе 2023 года был представлен план с указанием перегрузочного пункта с одной колеи на другую на территории Кыргызстана в районе села Макмал[4][5].

В 2003 году Китай выделил 20 млн юаней (2,4 млн долларов США) на разработку предварительного ТЭО железнодорожной магистрали[6]. Китайские эксперты, разработавшие предварительное ТЭО железнодорожной магистрали, отметили ряд преимуществ нового пути по сравнению с существующими транспортными коридорами: новая магистраль короче существующего транспортного коридора более чем на 900 км, строительство железной дороги улучшит состояние транспортного сообщения между центрально-азиатскими странами и предоставит им удобный выход к морю. По предварительным расчётам Кыргызстан будет ежегодно получать около 200 миллионов долларов США за счёт транзита грузов через свою территорию. По самым оптимальным подсчётам объём внутренних грузов в пределах Кыргызстана составит не более 5 %.

Стоимость строительства железнодорожной магистрали по территории Кыргызстана оценивается в 1,34 млрд долларов США. Поскольку у Кыргызстана нет собственных источников финансирования данной магистрали, предполагается, что строительство будет вестись на деньги КНР. По данным 2024 года уточнённая стоимость проекта составила около 8 млрд долларов США[7].

Согласно межправительственным соглашениям строительство железной дороги «Китай — Кыргызстан — Узбекистан» будет осуществлять китайская компания «China National Machinery Imp. & Exp. Corporation». Руководитель проекта по строительству железной дороги «Китай-Кыргызстан-Узбекистан» — Чжу Сяомэй.