Железнодорожные войска СССР


Железнодорожные войска СССР — специальные войска (железнодорожные) в составе Тыла Вооружённых сил Союза ССР (до марта 1989 года)[3].

ЖДВ были предназначены для железнодорожного обеспечения ВС Союза ССР (выполнения всех работ по проектированию, постройке, эксплуатации, обслуживанию и восстановлению железнодорожной сети, в мирное и военное время). В состав железнодорожных войск входили органы управления, соединения, части, заведения, учреждения и предприятия[4].

История Железнодорожных войск неразрывно связана с историей Российского государства, его Вооружённых Сил, железнодорожного транспорта России. Все эти годы военные железнодорожники вносили и вносят значительный вклад в укрепление обороноспособности государства и страны и развитие её транспортной инфраструктуры.

Первые формирования железнодорожных войск в Российской империи были созданы 6 августа 1851 года, когда император Николай I утвердил Положение о составе управления Санкт-Петербурго-Московской железной дороги, в соответствии с которым были созданы первые специальные воинские формирования для охраны и эксплуатации железной дороги — 14 отдельных военно-рабочих, две кондукторские и одна телеграфическая роты. А первые железно-дорожные части были учреждены в 1870 году, с общей численностью личного состава не свыше 1 000 человек, в виде военных железно-дорожных команд, которые по особому расписанию состояли при железных дорогах империи[5]. В Москве, в 1876 году, был сформирован военно-дорожный батальон из числа нижних чинов военных железно-дорожных команд, в составе командования, двух строительных и двух эксплуатационных рот, в этом же году военно-дорожный батальон включен в состав бывшей 3-й сапёрной бригады, с наименованием 3-й железно-дорожный батальон[5].

Первым серьёзным испытанием для российских железнодорожников стала русско-турецкая война 1877—1878 годов, во время которой ими была построена специально для снабжения Дунайской армии железнодорожная ветка БендерыГалац и обеспечено бесперебойное движение по ней на протяжении всей войны.

Солдаты и офицеры железнодорожных войск участвовали во всех войнах и вооружённых конфликтах, выпавших на долю Российской империи, строительстве стратегических для государства железнодорожных магистралей, а также в ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф на железных дорогах страны.