Железнодорожный район (Екатеринбург)


Железнодоро́жный райо́н — один из восьми внутригородских районов города Екатеринбурга. Располагается в северо-западной части Екатеринбурга.

Планировка центральной части нынешнего Железнодорожного района Екатеринбурга была определена «генеральным планом» города, составленным ещё в 1845 году. Его реализация в основном была завершена к 1910 году. А начиналась она с той поры, как на реке Мельковке появилась и заработала золотопромывочная фабрика.

Дальнейшим своим развитием район обязан строительству железнодорожной линии «Екатеринбург — Нижний Тагил — Кушва — Чусовская — Пермь». Екатеринбург, оказавшись конечным пунктом железной дороги в юго-восточном направлении, стал связующим звеном зауральских районов и Сибири с Уралом и Европейской Россией. Железная дорога закрепила и расширила его роль как сборного и распределительного пункта сельскохозяйственной и горнозаводской продукции. Здесь были построены вокзал в русском историческом стиле (воинский вокзал) и паровозное депо.

Главной улицей района является улица Свердлова, застроенная в 1953—1960, внесённая в число объектов культурного наследия Железнодорожного района.

Территория Железнодорожного района составляет 126,3 км² с населением 137,4[2] тыс. человек. В состав района входят 4 отдалённых посёлка: Северка, Шувакиш, Семь Ключей, Палкино, имеющие каждый свою историю. Палкино, например, по возрасту гораздо старше не только района, но и города: как Палкино известен со второй половины XVI века, и значительно старше — как место заселения племён гамаюнской культуры.

В районе активно ведётся жилищное строительство. В 2008 году было сдано в эксплуатацию свыше 111 тыс. м² жилья, в том числе 9,5 тыс. м² — индивидуальное[3]. Бо́льшая часть нового жилья расположена в микрорайоне Сортировки. В последние годы в районе сносятся ветхие и аварийные строения.