Железняков (бронепоезд)


Бронепоезд «Железняков» или Броневой поезд № 5 — бронепоезд Береговой обороны главной базы Черноморского флота, активно участвовавший в обороне Севастополя 1941—1942 годов[3].

Был построен 4 ноября 1941 года на Севастопольском морском заводе. На церемонии передачи присутствовал командующий Черноморским флотом (ЧФ) вице-адмирал Ф. С. Октябрьский с членами Военного совета ЧФ.

На базе 4-осных железнодорожных платформ грузоподъёмностью 60 тонн были смонтированы бронекорпуса из стальных листов, соединённых электросваркой и усиленных армированной бетонной заливкой. На броневых площадках установили пять 76,2-миллиметровых орудий: 3 артиллерийских установки 34-К (2 на первой бронеплощадке и 1 на дальномерной — с командным постом и дальномером ДМ-1,5), и 2 пушки Лендера на третьей бронеплощадке (последние использовались в основном для стрельбы по наземным целям из-за того, что имели низкие скорости наведения — 3,6 градуса в секунду по горизонтали, и 2 °/с — по вертикали, и не могли сопровождать огнём скоростные цели на небольших дальностях). Четвёртая бронеплощадка с двумя 82-мм миномётами. Стрелковое вооружение бронепоезда — 16 пулемётов (2 крупнокалиберных ДШК + 2 бортовых «Максима» в амбразурах на дальномерной бронеплощадке, и по 4 «Максима» в амбразурах на остальных 3-х бронеплощадках)[2]. Помимо бронепаровоза — штатного бронированного паровоза серии Ов с 3-осным тендером, для обеспечения достаточной манёвренности в бронепоезд входил небронированный («чёрный») более мощный грузовой паровоз серии Э, с учётом большого веса бронесостава и сложного профиля пути в районах Севастополя (много подъёмов).

Первый командир — прибывший из-под Одессы выпускник Севастопольского ВМУ БО ВМФ имени ЛКСМУ капитан Г. А. Саакян, через месяц после ранения Саакяна командование бронепоездом принял старший лейтенант Чайковский. Позднее бронепоездом командовал инженер-капитан-лейтенант М. Ф. Харченко[5].

7 ноября 1941 года «Железняков» обстрелял скопление вражеской пехоты у деревни Дуванкой (Верхнесадовое) и подавил батарею на противоположном склоне Бельбекской долины.

Перед бронепоездом на позицию всегда выходила дрезина, проверяющая состояние железнодорожных путей. После стремительного артиллерийского и миномётного удара по целям, заранее разведанным артиллерийской разведкой, состав быстро уходил на участки, где железная дорога проходила в узких вырубленных в скалах выемках, или в тоннели, до того, как немцы успевали пристреляться артиллерией или поднять авиацию. К бронепоезду была прикомандирована специальная восстановительная бригада дорожного мастера Никитина, которая практически каждый день под огнём противника восстанавливала повреждённое железнодорожное полотно.


Мемориальный историко-технический комплекс
«Паровоз бронепоезда "Железняков"»
(Севастополь)

Железнодорожная артиллерийская установка ТМ-1-180 с пушкой Б-1-П калибром 180 мм (в состав бронепоезда «Железняков» не входила).
Паровоз-памятник Эл-2500 из состава бронепоезда «Железняков».