Женская служба пилотов Военно-воздушных сил США


Женская служба пилотов Военно-воздушных сил США (англ. Women Airforce Service Pilots, WASP) — подразделение Военно-воздушных сил США, созданное 5 августа 1943 года в ходе Второй мировой войны. Это первая организация гражданских пилотов-женщин, нанятых, чтобы управлять военными самолётами. К концу войны она насчитывала 1074 человек. Пилоты «Женской службы» не считались военнослужащими. Программа WASP была закрыта за несколько недель до выпуска последней группы лётчиц, в 1944 году, когда война уже подходила к концу.

В начале Второй мировой войны многие полагали, что женщин нельзя брать в армию; ещё больше людей сомневались, что женщины могут быть пилотами. Однако в стране быстро возникла нехватка пилотов-мужчин. И тогда Жаклин Кохран, знаменитая в те годы лётчица, предложила начать обучение женщин на должность второго пилота на внутренних рейсах. Это позволило большему числу мужчин участвовать в боевых операциях за границей.

В 1939 году Жаклин Кохран обратилась к Элеоноре Рузвельт с идеей использования женщин-пилотов в небоевых миссиях. В результате Кохран была представлена генералу Генри Арнолду и генералу Роберту Олдсу, руководителю Авиатранспортного командования (ATC).

Генерал Арнолд, возглавлявший в то время Военно-воздушные силы Армии США[англ.], предложил Кохран переправить бомбардировщик в Великобританию, чтобы привлечь внимание к идее женщин, пилотирующих военные самолёты. В Англии Кохран присоединилась к организации ATA, занимавшейся переправкой новых, отремонтированных и повреждённых военных самолётов между заводами и прочими промежуточными пунктами. 25 американских женщин-пилотов вызвались участвовать в работе ATA вместе с Жаклин Кохран[1].

Летом 1941 года Кохран и пилот-испытатель Нэнси Харкнесс Лав независимо друг от друга представили предложения в военно-воздушные силы армии США, чтобы разрешить женщинам-пилотам участвовать в боевых действиях Второй мировой войны в Европе[2]. План состоял в том, чтобы освободить мужчин-пилотов для выполнения боевых задач, используя квалифицированных женщин-пилотов для перевозки самолётов с заводов на военные базы, а также для буксировки беспилотных летательных аппаратов и воздушных целей.

Тем не менее, только после атаки японцев на Перл-Харбор Жаклин Кохран и пилот-испытатель Нэнси Харкнесс Лав смогли убедить военных руководителей, что женщины смогут управляться с самолётами не хуже мужчин.