Жервиль, Шарль де


Шарль-Алексис-Адриен Дюэриссье де Жервиль (фр. Charles-Alexis-Adrien Duhérissier de Gerville, 19 сентября 1769, Жервиль-ла-Форе — 26 июля 1853, Валонь, Нормандия) — французский учёный-натуралист, геолог, историк, археолог.

Сын Шарля де Жервиля, старосты прихода (seigneur de sa paroisse), Жервиль учился в коллеже в Кутансе, затем в течение двух лет посещал юридические курсы в университете в Кане. Вернувшись в Жервиль, он делил своё время между охотой, садоводством и изучением языков.

С началом Французской революции в 1792 году он присоединился к другим аристократическим эмигрантам, отправился в Бельгию, путешествовал по Англии, до 1796 года сражался в составе Первой коалиции, или «армии принцев». Затем поселился в Колчестере в Эссексе, в течение двух лет давал уроки итальянского и латинского языков, совершенствовал свои ботанические знания.

Он вернулся во Францию ​​в октябре 1801 года и поселился в семейном доме Жервилей в Нормандии, где посвятил своё свободное время изучению археологии Котантена (полуострова на северо-западе Франции). В 1811 году Жервиль поселился в Валоне (область Манш), где изучал ботанику, геологию и древние документы по местной истории[2]. Член Генерального совета Ла-Манша, он ушёл в отставку во время революции 1830 года и, будучи убеждённым легитимистом, отказался от креста ордена Почётного легиона, предложенного ему Луи Филиппом Орлеанским.

Научные интересы Шарля де Жервиля включали естествознание, ботанику и нумизматику. Он оказался среди небольшой группы первых историков архитектуры во Франции. С 1814 года предпринял смелый проект по составлению реестра около пятисот церквей в области Ла-Манш. Некоторые из этих документов были опубликованы под заголовком «Археологический путь в Ла-Манш» (1818—1820). Вместе с коллегами из «Общества антикваров Нормандии» (Société des Antiquaires de Normandie), основанного в 1823 году Арсиссом де Комоном, он практически сформировал «школу архитектурных специалистов»[3].

Именно Жервиль в письме от декабря 1818 года, адресованном геологу и историку Огюсту Ле Прево, употребил определение «романское искусство» в отношении литературы[4]. Затем его друг и единомышленник Арсисс де Комон ввёл этот термин в тексты своих лекций и публикаций по отношению к раннесредневековой архитектуре.