Жертвоприношения в иудаизме


Жертвоприноше́ния в иудаи́зме (ед. ч. ивр. קָרְבַּן‎, корбан, мн. ч. קָרְבָּנוֹת‎, корбанóт) — форма отправления религиозного культа, вплоть до разрушения Второго Храма, являвшаяся основной формой еврейского священнослужения; преследует цель установления или укрепления связи отдельного еврея или всего еврейского народа с Богом Израильским путём принесения Ему в дар предметов, обладающих реальной или символической ценностью для жертвователя[1].

Обычай жертвоприношения восходит к глубокой древности. В политеистических религиях жертвоприношение часто сводилось к попыткам умилостивить богов с помощью подношения им даров и предложения им пищи. Широкое распространение жертвоприношения свидетельствует о том, что оно отвечало глубоким психологическим потребностям людей[1].

Формы жертвоприношения у древних израильтян были близки к формам ханаанского культа, однако Танах (еврейская Библия) решительно отвергает и сурово порицает человеческое жертвоприношение, имевшиеся в этом культе (Лев. 18:21, Лев. 20:2; Втор. 12:30—31). В иудаизме библейского периода обычай жертвоприношения имел более возвышенный смысл. Он стал выражением покорности и благодарности Богу, но главным образом — основным средством искупления грехов (см. ритуальная чистота). Возлагая руки на голову животного, жертвователь символически переносил на него свои грехи. Жертвоприношение служило ритуальным выражением представлений о неразрывной связи жизни и смерти[1].

Точно установить назначение жертвоприношений, приносимых до установления закона Моисея, сегодня невозможно. Их основной смысл, по-видимому, состоял в том, чтобы выразить благодарность Богу, преданность Создателю[2].

Жертвоприношения в Библии появляются уже в истории Каина и Авеля (Быт. 4), которые принесли часть от плодов своего труда в жертву Богу, жертва Каина была от плодов земли, тогда как Авель принёс жертву из первенцев своего стада[3]. Согласно талмудической традиции, Адам принёс быка в качестве благодарственной жертвы Богу за спасение его жизни[4].

Жертвоприношение Ноя, которое он принёс после своего выхода из Ковчега (Быт. 8:20), имеет ряд характерных черт: сооружение алтаря, различие между животными, пригодными и непригодными для жертвы, а сама жертва впервые называется ««благоухание (ריח ניחוח‎), приятное Господу» (Быт. 8:21)» (выражение, которое в Библии затем часто повторяется, см. Лев. 1:17, 2:9)[1].