Агни-йога


А́гни-йо́га, или Жива́я Э́тика, — синкретическое[1][2] религиозно-философское[1][3] учение[4], объединяющее западную оккультно-теософскую традицию[5] и эзотеризм Востока[5][6][7].

Создателями учения являются Николай и Елена Рерихи. Учение было впервые опубликовано в серии книг, изданных в 1924—1938 годах без указания автора[8]. Источниковая база Живой Этики та же, что и «Тайной доктрины» Блаватской, переводчиком которой была Елена Рерих[9].

На первых этапах в процессе создания текстов участвовали все члены семьи Рерихов[10]. По утверждению Елены Рерих, учение Живой Этики возникло в процессе «бесед» с «Великим Учителем» (известным в теософских кругах под именем Махатмы Мории[1][5]), при этом использовалось так называемое автоматическое письмо[1][10][11], а дальнейшие записи были получены путём яснослышания[10][12], которым, якобы, обладала Елена Рерих. Позже она утверждала, что сама не пользовалась автоматическим письмом для бесед с «Великим Учителем»[13]. Основу учения Агни Йоги составляют 14 книг с текстами, описываемыми Рерихами как записи этих бесед. Рерихи утверждали, что общение с «Великим Учителем» велось в 1920—1940 годах[3]. Последняя из книг Агни Йоги, «Надземное», была впервые опубликована в 1990 году. Вопрос о существовании человека, которого можно было бы отождествить с Махатмой Морией, до настоящего времени остаётся спорным[14][15].

Религиозно-философские идеи Рерихов привели к образованию во многих странах мира обществ и организаций, основывающих свою деятельность на культурном наследии семьи Рерихов[16]. По своей доминирующей направленности рериховское движение — это новое религиозное движение[17][18][19][20][21][22], религиозно-философской основой которого является Живая Этика[20]. Часть последователей идей Живой Этики отвергают классификацию учения как религиозного[23].

Исследователи причисляют Живую Этику к учениям нью-эйджа[24][25]. Учение послужило также своеобразной базой для формирования в России различных течений «Новой Эры»[20], хотя большая часть этих течений восприняли идеи Живой Этики лишь формально и в произвольной трактовке[20].

Первые две книги представляют собой сборники избранных записей, которые регулярно велись в первой половине 1920-х годов, составленные Еленой Рерих в два тома: «Зов» и «Озарение». Третья книга — «Община» была издана в Улан-Баторе, столице Монгольской народной республики, в 1926 году. Это издание содержало частые упоминания о Ленине, и в ней проводились параллели между коммунистической общиной и буддийской. В 1936 году в Риге была издана «универсальная» версия «Общины», в которой все коммунистические привязки были удалены.[26]