Живой огонь


Живо́й ого́нь (живой, новый, молодой, божий, святой) — огонь, добываемый древнейшим способом, преимущественно трением дерева о дерево (рус. вытирать огонь, серб. вадити, извиjати ватру «вытаскивать, извлекать огонь»), главным образом — с целью очищения от болезни при эпидемиях и падеже скота[1].

Обряд был распространён в крестьянской традиции славянских народов. Аналогичные обряды зафиксированы у горных шотландцев в XVIII векепервомайские огни»)[2], крещёных татар в XIX веке[3]. При помощи трения нередко разводились рождественские, пасхальные и купальские костры у многих народов Европы[2].

Наиболее распространённые определения — живой, новый, молодой, божий, святой (реже — дикий): živ- (о.-слав.), напр., с.-х. жива (ватра), болг. жив, болг. диал. ж´иф оган´, пол. żywy (ogień) и т. д.; *nav- (рус. волж. новый огонь, болг. нов огън); *svęt- (ю.-слав., гуцул., пол., бел.-полес., с.-рус.), напр., пол.-карпат. świcnly ogień; *bog- пол., чеш., болг. неврокоп.), напр., пол.-карпат. boży ogień; *mold- (болг. млад огън); *div- (словен., с.-х., болг. родоп. див огън).

Способы добывания Живого огня с помощью кусков сухого дерева, веток, палочек, дощечек, бревен (с.-в.-р., болг., морав.-валах. «деревянный огонь») включают как простые приемы трения (ср. рус. диал. «вытирали дерево о дерево»; «тереть бревно о бревно»; «дерево об дерево шырыхыешь, шырыхыешь и загорится» и т. д.), так и более сложные — с помощью различных приспособлений: колоды, лука, деревянного махового колеса, привязанной к столбу веревки и пр. (бел. агневіца, с.-рус. новгород. вертушок «орудие для добывания огня трением»); при этом нередко используется домашняя утварь (жерди для сушения снопов, полозья саней и т. д.).

Из деревьев чаще всего берутся дуб (о.-слав.), ясень (в.-слав., ю.-слав.), береза (в.-слав.), можжевельник (рус.), иногда — осина, сосна, ель и др.

Нередко местом добывания огня служило необитаемое, дикое или «чужое» пространство: лес (в.-слав., ю.-слав.), пустынное место, «где не слышно пения петуха», чужие угодья, межа (болг. родоп.), определенное в селе место, куда добираются, не пересекая водной преграды (в.-родоп.).