Жигули (серия автомобилей)


«Жигули́» (позднее — LADA Classic, неофициально — «ВАЗовская классика» или просто «классика»[1]) — семейство советских и российских легковых автомобилей малого класса Волжского автомобильного завода («АвтоВАЗ»), созданных на базе итальянского автомобиля Fiat 124. Различные модели, которых всего было семь (не считая грузовых и иных модификаций), выпускались с 1970 по 2012 год в России, а также в Египте до 2014 года, став самым массовым семейством автомобилей в истории СССР и России, выпущенным в количестве 17,6 млн машин (включая автомобили, собранные за рубежом)[2].

Серийное производство первой модели семейства — седана ВАЗ-2101 (известной как «единичка» или «копейка») — стартовало в апреле 1970 года. За ней год спустя последовал универсал ВАЗ-2102. С осени 1972 года началась сборка люксового седана на базе Fiat 124 «Special» — ВАЗ-2103. Уже три года спустя люксовая модель прошла модернизацию, став выпускаться под индексом ВАЗ-2106. В начале 1980-х годов семейство «Жигулей» прошло более глубокое обновление, серьёзно изменившее их экстерьер. В январе 1980 года на рынок вышел седан ВАЗ-2105, в 1982 году за ним последовала люксовая модель ВАЗ-2107, а с 1984 года был налажен выпуск универсала ВАЗ-2104. Модели, поставленные на конвейер в начале 1970-х годов, перестали выпускаться в течение 1984—1988 годов. С 2000-х годов производство «классики» постепенно переместилось на Ижевский автомобильный завод. Выпуск ВАЗ-2106 был прекращён в 2006 году, ВАЗ-2105 — в 2010 году, а ВАЗ-2104 и ВАЗ-2107 — в 2012 году. В Египте ВАЗ-2107 продолжала собираться вплоть до 2014 года.

16 августа 1966 года в Москве было подписано генеральное соглашение между итальянской компанией Fiat и советским Внешторгом о научно-техническом сотрудничестве в области разработки легковых автомобилей. В его рамках был утвержден проект строительства автозавода на территории СССР. Этим соглашением определялись и сами модели: два автомобиля в комплектации «норма» с кузовами седан (ВАЗ-2101) и универсал (ВАЗ-2102), и автомобиль «люкс» (ВАЗ-2103). В качестве прототипа для «нормы» сразу был определён Fiat 124, получивший в 1967 году титул «Автомобиль года».

Летом 1966 года проходило знакомство советских специалистов с итальянским автомобилем. В ходе испытаний на советских дорогах у автомобилей выявились серьёзные проблемы с долговечностью кузова и задних дисковых тормозов. Маленький дорожный просвет и отсутствие буксирных проушин делали проблематичной эксплуатацию автомобилей на просёлке. Недовольство советских инженеров вызывал также нижневальный двигатель — абсолютно бесперспективный с точки зрения дальнейшего развития конструкции. Все замечания советских специалистов были учтены итальянскими конструкторами[3].