Жирардон, Франсуа


Франсуа́ Жирардо́н (фр. François Girardon; 17 марта 1628, Труа — 1 сентября 1715, Париж) — французский скульптор эпохи «большого стиля», «золотого века» французского искусства второй половины XVII столетия, времени правления короля Людовика XIV (1643—1715).

Франсуа Жирардон родился в Труа. Его отец был литейным мастером, сын получил образование столяра и резчика по дереву. Однако художественные способности Франсуа привлекли внимание канцлера Франции Пьера Сегье, выдающегося мецената, который устроил его работать в скульптурную мастерскую Ф. Ангье, а позднее послал для дальнейшего обучения в Рим[8].

В 1648—1650 годах Франсуа Жирардон учился в Риме у гравёра Филиппа Томассена, а также в мастерской прославленного архитектора и скульптора итальянского барокко Джованни Лоренцо Бернини. Он был поражён мощью и экспрессией этого стиля, но в дальнейшем его взгляды на искусство эволюционировали и, сохраняя элементы барочного мышления, индивидуальный стиль Жирардона всё более тяготел к классицизму.

В 1657 году Жирардон стал членом Королевской академии живописи и скульптуры в Париже, в 1659-м получил должность профессора, а в 1674 году стал адъюнктом (помощником) ректора. В 1690 году, после смерти Шарля Лебрена, Жирардон был назначен генеральным инспектором всех королевских скульптурных работ (inspecteur général des ouvrages de sculpture). В 1695 году стал канцлером Королевской академии[9]. Всю жизнь Франсуа Жирардон был верен идеологии и эстетике «большого стиля» эпохи «Короля-Солнце» Людовика XIV, главной особенностью которого было импозантное соединение элементов классицизма и барокко. Он умер в Париже в тот же день, что и король Франции, 1 сентября 1715 года.

Вернувшись в 1651 году в Париж из Рима, Жирардон сразу же снискал расположение первого живописца короля и руководителя всех строительных предприятий Шарля Лебрена. В результате у него появилось множество заказов, которые он выполнял с большим техническим мастерством. Его первые крупные работы во Франции — создание скульптур для парка Во-ле-Виконт под руководством Лебрена и ландшафтного архитектора Андре Ленотра. В 1663—1667 годах Жирардон вместе с другими скульпторами создавал лепную часть в технике стукко «Галереи Аполлона» во дворце Лувра по проекту Ш. Лебрена.

С 1666 года Франсуа Жирардон работал в Версале. Для Колоннады Ж. Ардуэна-Мансара южного партера версальского парка Жирардон создал скульптурную группу «Плутон, похищающий Прозерпину» (1678—1699). «Победа Франции над Испанией» (1680—1682), скульптура «Зима» (1675—1683) и другие[10]. Скульптуры «Грота Аполлона» (1664—1672) характерны классической ясностью и уравновешенностью. Считается, что в этой работе Жирардон вдохновлялся статуей Аполлона Бельведерского. Спустя столетия произведением Жирардона восхищался Огюст Ренуар[11].