Жнецы (Mass Effect)


Жнецы (англ. Reapers) — вымышленный внеземной разумный вид, представленный во вселенной Mass Effect. Они представляют собой полуорганическую и полусинтетическую враждебную форму жизни, которые каждые 50 000 лет (каждый «цикл») уничтожают все разумные цивилизации в Млечном Пути и используют органический материал для строительства новых кораблей. Жнецы выступают главными антагонистами в оригинальной трилогии Mass Effect, намереваясь уничтожить человечество и остальные виды. Победа над Жнецами выступает кульминацией в сюжетном развитии трилогии. Жнецы были созданы по образу лавкрафтовских богов и в целом играли роль «божеств» в рамках научной фантастики.

При создании Жнецов разработчики вдохновлялись божествами из произведений Лавкрафта. Истинное происхождение Жнецов раскрывается в дополнении к Mass Effect 3 Leviathan, подразумевая, что свои размеры Жнецы переняли у их органических создателей[1]. Жнецы отличались радикально от остальных вымышленных рас из Mass Effect, созданных с позиции антропоцентризма — воплощая человеческие идеалы или стереотипы. Жнецы же, наоборот, максимально чужды для человеческого понимания, как и их мотивы[2].

Ведущий сценарист первых двух игр Дрю Карпишин сравнивал Жнецов с богами, которые могут как созидать, так и разрушать. Сценарист намекнул на то, что они не только создают жизнь, но и предопределяют её конец[2][4]. Эта черта делает их непохожими, например, на боргов из «Звёздного пути»[2][4]. Разработчики также вдохновлялись враждебной расой (англ. Ur-Quan) из игры Star Control II[5], что касается как их мотивов, так и способности устанавливать ментальный контроль над жертвами. Схожесть настолько очевидна, что некоторые реплики «Властелина» точь-в-точь повторяют реплики Ур-Куан[6].

Согласно сюжету в Mass Effect 2, команда героев должна была проникнуть внутрь корабля Жнецов. Однако с этим была связана проблема, так как сам корабль Жнеца был формой жизни и не был предназначен для внутреннего перемещения[7]. Поэтому внутренняя планировка была изображена в виде отверстий, уничтоженных, сплавленных и переплетающихся, чтобы подчеркнуть чужеродность и нелогичность внутренних интерьеров для человеческого восприятия. Концовка в Mass Effect 2 раскрывает, как создаётся очередной фрегат Жнецов на основе собранного органического материала[8], в данном случае — человеческого. В ранних концепт-артах фрегат должен был напоминать форму новорождённого младенца или даже эмбриона. Однако разработчики сочли это слишком жутким, приняв решение в пользу изображения незавершённого человеческого силуэта[8].