Заводский район (Запорожье)


Заводский[3][4] район (укр. Заводський район) — административный район украинского города Запорожья, в котором сосредоточены промышленные предприятия города (Запорожский производственный алюминиевый комбинат, Запорожсталь, Запорожкоксохим и др.). Образован 23 мая 1969 года Указом Президиума Верховного Совета УССР путём выделения из территории Орджоникидзевского района[1].

От последнего порога Вольного до Кичкасской переправы было всего 8 км. В 1829 г. было предложено построить паром для перевоза через Днепр по единому образцу для всей Российской Империи, утверждённому императором. В 1870 г. арендатором Кичкасской переправы был Ной Чудновский. Вначале дощатый паром ходил по канату, затем — по тросу. За один раз перевозилось до десятка пароконных возов. Паромный перевоз просуществовал до пуска моста, то есть до 1904 г. С началом освоения этих земель, бурным ростом промышленных предприятий, паромный перевоз не мог удовлетворить потребностей в переброске грузов. Начавшееся освоение Криворожского бассейна и Донбасса привело к строительству железных дорог. Появилась необходимость связать Донбасс и Криворожье железнодорожной магистралью[7].

В 1900 г. началось строительство Кичкасского моста. Уже в конце июня 1902 г. был собран и опробован единственный в России большой арочный мост через Днепр. Разработкой проекта занимался видный инженер Л. Д. Проскуряков. Мост был двухъярусный металлический, клёпаной конструкции. Расстояние между опорами арки было 190 м. Стрела — то есть расстояние от верхней точки арки и до линии опор — составляла 20 м.

По верхнему ярусу была проложена двухколейная железнодорожная магистраль, по нижнему ярусу — с левой и с правой сторон моста — пешеходные тротуары. В середине между тротуарами проходили основные несущие конструкции моста. Мост консольно-балочный — протяженностью 336 м.

На левом берегу Днепра, там, где сейчас находится акватория порта им. Ленина, находился курорт Александрабад. Основан он был уже после строительства моста немцем Нибуром в 1907 г. и просуществовал до 1919 г., был разрушен анархисткой Марусей Никифоровой. Этот санаторий был построен для немцев юга Российской империи. В его окрестностях была установлена скульптура Тараса Бульбы, высеченная из гранитного камня. Автором этой скульптуры был Яков Либман — житель г. Александровска, он держал частную мастерскую. Неподалёку от скалы, на которой был установлен Т.Бульба, на берегу Днепра, находилась пещера, которую в народе называли пещерой Тараса Бульбы. В этой пещере находился стол и табуретки, сделанные из цельных гранитных камней. В этом гроте постоянно прятались беглые арестанты, бродяги, беспризорники, хулиганы[7].

На 1 мая 2015 г. наличное население района — 51 076 человек, постоянное население — 50 573 человек[8].