Заволжские старцы


Заво́лжские ста́рцы — собирательное название монахов Заволжья, преимущественно Ферапонтова и Кирилло-Белозерского монастыря. В XVI веке составили особое движение внутри русского православия. Во главе заволжских старцев стоял Нил Сорский, вокруг которого объединились его учитель Паисий Ярославов, Вассиан (Патрикеев), старец Герман († 1533), Гурий Тушин († 1526), епископ Рязанский Кассиан, троицкий игумен Порфирий и другие старцы заволжских монастырей.

В конце XV и начале XVI в. они становятся известными, как отдельная партия, по своим гуманным воззрениям, образованности и критицизму, резко проявившимся в борьбе с противоположной партией Иосифа Волоцкого.

Основываясь на евангельском учении о любви и милостыне, заволжские старцы требовали на соборе 1490 г. а затем в двух посланиях (1504 и 1505 гг.), из которых второе до нас не дошло (первое напечатано в «Древней российской вивлиофике, ч. XVI»), гуманного отношения к еретикам (жидовствующим): они предлагали лишь упорных еретиков отлучать от церкви, а раскаявшихся полностью прощать.

Старец Герман даже доказывал, что о еретиках нужно только молиться, а не судить их или наказывать. Это заступничество, а также некоторые другие черты сходства между жидовствующими и старцами — критицизм, обличение пороков монашества, сравнительная образованность — навлекли на старцев обвинение в еретичестве.

Таким же образом истолковано было заявление, сделанное старцами на соборе 1503 г. о том, что монастырям неприлично владеть землями и крестьянами.

По их мнению, обладание землёй ставило духовенство в зависимость от мирской власти, лишало его самостоятельности в столкновениях с последней, не позволяло обличать и сдерживать сильных мира, деморализировало монашество.