Зажигалка


Зажига́лка — устройство для получения огня. Зажигалка в зависимости от конструкции и используемого топлива может быть газовой, бензиновой или электрической.

Первые зажигалки (механические огнива) делались на основе оружейных кремнёвых замков. В 1662 году турецкий путешественник Эвлия Челеби посетил Вену в составе османской дипломатической миссии и оставил описание производимых там зажигалок: «В своего рода крошечном ящике заключены трут, сталь, сера и смолистое дерево. При ударе, как колесом огнестрельного оружия, дерево загорается. Это полезно для солдат в походе»[1].

Первая газовая зажигалка, огниво Дёберейнера, была изобретена Иоганном Вольфгангом Дёберейнером в 1823 году[2][3]. В ней химически получаемый водород каталитически поджигался на платине. Несмотря на взрывоопасность водорода и использование едкой кислоты, она производилась до 1880 года.

На основе идей механического огнива из оружейных кремнёвых замков в 1867 году компания Cartier получила патент на зажигалку[4]. Однако значительный размер классического огнива на основе кремня и железа не позволял сделать малогабаритную зажигалку. Ситуация кардинально изменилась в 1903 году с открытием ферроцерия бароном Карлом Ауэром фон Вельсбахом. Этот сплав, заменив железо в кресале, позволил заменить неудобный минерал кремень на обычную сталь. И сегодня мишметаллы являются основой для изготовления кресальных камней для зажигалок. Тогда кремнёвая зажигалка и обрела конструкцию, практически без изменений дошедшую до наших дней: зазубренное стальное колёсико высекает искру из ферроцериевого кресала, а искра поджигает пропитанный бензином фитиль либо выходящий из клапана газ.

Развитие зажигалок было ускорено во время Первой мировой войны. Солдаты использовали спички, чтобы видеть дорогу в темноте, но интенсивная вспышка при зажигании выдавала их местоположение. Необходимость в огне без большой вспышки способствовала развитию индустрии зажигалок. К концу войны зажигалки были массово производившимся продуктом. Лидером производства подобных зажигалок в то время была родина ферроцерия, Австрия, а также Германия. Чуть позже зажигалки стали массово выпускаться по всему миру.

Зажигалка Zippo и компания были изобретены и основаны Джорджем Грантом Блейсделлом в 1932 году. Zippo была отмечена своей надёжностью, «пожизненной гарантией» и маркетингом как «ветрозащитный»[5]. Большинство ранних Zippos использовали нафту в качестве источника топлива.