Зайц, Иван


Иван Зайц (хорв. Ivan Zajc; 3 августа 1832 года, Риека — 16 декабря 1914 года, Аграм) — хорватский композитор, дирижёр, педагог.

Иван-Драгутин-Степан Зайц родился в хорватском портовом городе Риека. Его отец — чех Иоганн (Ян-Непомук) Зайц (1800-1854), дирижёр военного оркестра; мать — карпатская немка Анна Боденщтейнер (1805-1854). Иван-Драгутин окончил в 1855 году Миланскую консерваторию (где был учеником Лауро Росси, получив первую премию за оперу «Тиролезка» (итал. La Tirolese), которая в том же году была поставлена на миланской сцене. Перед Зайцем открывалась музыкальная карьера в Италии, но смерть родителей вынудила его вернуться в Риеку, где он занял пост концертмейстера городского театра и преподавателя струнных классов в городском Филармоническом институте. К этому периоду относится опера «Амелия» (1860, по драме Ф. Шиллера «Разбойники»), пользовавшаяся значительным успехом. В 1857 году Иван Зайц обвенчался с 18-летней словенкой Натальей Есенко, дочерью риекского торговца. В том же году у супругов родилась дочь Анна, а в 1860 году — сын Кармело.

В 1862—1870 годах Зайц жил и работал в Вене, где писал, в основном, оперетты. Его первая венская оперетта — «Mannschaft an Bord» (1863) — была принята очень хорошо, а последующие оперетты укрепили репутацию талантливого композитора. Любопытно, что именно в имперской Вене Зайц всерьёз заинтересовался возрождением хорватской культуры. Уроженец Хорватии — он часто встречался с хорватскими студентами венских вузов и принимал участие в деятельности хорватского академического общества «Велебит» (Velebit), наречённого в честь горного массива в Хорватии.

Под влиянием таких столпов хорватской культуры, как епископ Йосип Юрай Штроссмайер, генерал и поэт Петар Прерадович, писатель и переводчик Иван Трнский (Ivan Trnski), а также писатель, поэт и драматург Август Шеноа (August Šenoa), — Зайц предпочел патриотическое движение мировой славе и в 1870 году вернулся в Хорватию. Там он занял сразу два поста: директора и главного дирижёра Загребской оперы (до 1889 года) и директора Хорватского института музыки (до 1908 года); деятельность Зайца на этих постах считается началом хорватского музыкального возрождения.

В творчестве Зайца этого периода выделяются оперы «Никола Шубич-Зринский» (хорв. Nikola Šubić Zrinski; 1876, посвящённая герою Сигетварской битвы, известному и как Николай Зринский-старший, и как Миклош Зриньи), и «Лизинька» (хорв. Lizinka; 1878, по мотивам повести Пушкина «Барышня-крестьянка»). Зайцу ему принадлежит также большое количество месс, инструментальных пьес, кантат, хоров, песен, романсов и др.