Закон о запрете пропаганды ЛГБТ в России


Закон о запрете «пропаганды ЛГБТ» в России был впервые принят на федеральном уровне в 2013 году. Федеральный закон 135-ФЗ дополнил Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях статьёй 6.21, устанавливающей ответственность за распространение информации о «нетрадиционных сексуальных отношениях» среди несовершеннолетних. В 2022 году новый закон 478-ФЗ запретил распространение любой информации, которая по мнению властей России «пропагандирует нетрадиционные сексуальные отношения, педофилию или смену пола», среди людей всех возрастов[1].

После отмены уголовного наказания за мужеложство 3 июня 1993 года попытки законодательного запрета «пропаганды гомосексуальности» в России предпринимались как на федеральном, так и на региональных уровнях с 2000-х годов. 11 июня 2013 года Государственная дума приняла федеральный закон о запрете «пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних». Закон вступил в силу 2 июля 2013 года.

Первый аналогичный закон был принят в Рязанской области ещё в 2006 году, и в последующие годы также и в нескольких других субъектах России. При этом в разных региональных законах была использована разная терминология, а в некоторых регионах такие законы были приняты единым пакетом вместе с законом против пропаганды педофилии. С принятием федерального запрета на «пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних» аналогичные региональные законы утратили свой смысл и в большинстве регионов снова были отменены.

Внимание мирового сообщества к данным законодательным инициативам было привлечено в 2011 году с обсуждением законопроекта о запрете «пропаганды гомосексуализма и педофилии» в Санкт-Петербурге и, особенно, после внесения подобной инициативы в Государственную думу. Многие зарубежные общественные деятели и международные организации осудили данные запреты, назвав их дискриминационными. В 2017 году Европейский суд по правам человека также признал российские законы о пропаганде гомосексуализма нарушением права на свободу выражения мнения, указав на нечёткое определение законодательных норм и произвольный характер их применения.