Законодательный процесс


Законодательный процесс — упорядоченный процесс принятия законов, состоящий из ряда последовательных, логически завершённых этапов от разработки законопроекта до введения его в действие в качестве закона[1]. Может пониматься как процессуальный аспект законотворчества или, в широком толковании термина, совпадать с этим понятием, обозначая деятельность по подготовке и принятию законов[2].

Законодательный процесс включает ряд последовательных стадий: законодательную инициативу от разработки законопроекта до его внесения в парламент, обсуждение в парламенте, принятие закона и его публикацию.

Особая роль в законодательном процессе принадлежит основному органу законодательной власти государства, то есть, как правило, парламенту, и его структурам. В рамках их компетенции законодательный процесс определяется установленными парламентскими процедурами. Таковые определяются не только существующими законами, но и регламентами соответствующих палат парламента — особыми внутренними нормативными актами, устанавливающими порядок работы законодательного органа по всем вопросам его ведения[3].

Однако в законодательном процессе некоторых стран парламентские процедуры в ряде случаев могут свестись к минимуму. Например, ордонансы правительства Франции, подписанные президентом республики, могут иметь силу закона и лишь ратифицируются французским парламентом[4]. Иным механизмом законодательного процесса, позволяющим обойти парламентскую процедуру, является внепарламентский референдум, то есть такой референдум, вопрос на который выносится без предварительного рассмотрения законодательным органом и вступает в силу без утверждения законодательной властью[5]. Такая форма прямой демократии наиболее характерна для Швейцарии. Референдумы в Швейцарии, как правило, проходят четыре раза в год. Парламент имеет право лишь рекомендовать принятие или отклонение вынесенного на референдум проекта и представить возможную альтернативу ему.

Законодательный процесс в Российской Федерации осуществляется Федеральным собранием Российской федерации в форме принятия Федеральных конституционных законов (сокращенно, ФКЗ) и Федеральных законов (ФЗ). ФКЗ и ФЗ находятся ниже по юридической силе Конституции и Международных договоров, но выше всех остальных нормативно-правовых актов. Законодательный процесс начинается с разработки проекта закона и его внесения на рассмотрение в Государственную думу. Субъектами законодательной инициативы могут также выступать Правительство, Президент, и законодательные органы субъектов Российской федерации, а также Конституционный и Верховный суд по вопросам своего ведения. Как правило, законопроект рассматривается Государственной думой в трех чтениях, и далее выносится на голосование, по результатам которого может быть принят, одобрен или отклонен. В случае принятия или одобрения законопроект передается в Совет Федерации на рассмотрение (см. схему).