Закон «Об исчислении времени»


Федеральный закон от 3 июня 2011 года № 107-ФЗ «Об исчислении времени»[1] — федеральный закон, определяющий правовые основы исчисления времени в России, установления часовых зон, а также регулирующий отношения, возникающие при распространении информации о точном значении времени и календарной дате. В частности, закон не предусматривает ранее применявшийся перевод часов на летнее и «зимнее» время.

Завершить разработку закона и принять его планировалось в 2010 году[2]. Законопроект, разработанный Минпромторгом, был представлен на рассмотрение ведомствам в июне 2010 года[3]. Этот законопроект (проект Федерального закона «Об исчислении времени» от 7 июня 2010 года) значительно отличался от внесённого впоследствии в Государственную думу — в частности, в основных понятиях перечислены: декретное время — постоянное смещение суточного исчисления времени, установленное решением Правительства Российской Федерации, летнее время, поясное время, часовой пояс (наряду с новым понятием часовая зона)[4].

8 февраля 2011 года президент Дмитрий Медведев объявил, что он принял решение об отмене сезонного перевода часов, сформулировав это как «отмену перехода на зимнее время», и дал соответствующее поручение правительству[5]. Вслед за этим, 3 марта 2011 года, правительство внесло в Госдуму проект закона «Об исчислении времени»[6][7]. Порядок исчисления времени на территории Российской Федерации в этом законопроекте описывался с использованием понятий часовая зона и местное время.

На тот момент в Госдуме находились на рассмотрении ещё три законопроекта по вопросу исчисления времени, внесённых депутатами Госдумы в 2008—2009 годах. Обсуждение всех четырёх законопроектов в первом чтении состоялось 19 апреля 2011 года. Правительственный законопроект был принят единогласно[8]. Закон был принят Госдумой в третьем чтении 20 мая 2011 года, одобрен Советом Федерации 25 мая и подписан президентом 3 июня. Закон был официально опубликован 6 июня 2011 года и 6 августа вступил в силу.

1. На территории Российской Федерации устанавливаются часовые зоны, границы которых формируются с учётом границ субъектов Российской Федерации. Состав территорий, образующих каждую часовую зону, и порядок исчисления времени в часовых зонах устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Таким образом, состав часовых зон и применяемое в них местное время законом не устанавливались — это оставалось в ведении правительства, вследствие чего ожидалось принятие соответствующего постановления. Вопрос возможного изменения часовых зон в будущем также оставался за правительством. Пункт 2 статьи 5 закона гласил[9]: