Закон о государственном языке (Латвия)


Закон о государственном языке (латыш. Valsts valodas likums) устанавливает основные правила использования языков в Латвии и определяет латышский язык в качестве единственного государственного языка Латвийской Республики. Ныне действующий закон был принят Сеймом 9 декабря 1999 года, подписан президентом В. Вике-Фрейбергой 21 декабря того же года и вступил в силу с 1 сентября 2000 года.[1]

Исколат в 1918 году[2], а правительство ССРЛ в 1919 году установило латышский язык делопроизводства[3].

Первым нормативно-правовым актом в Латвии, посвящённым статусу государственного языка (латышского), были принятые в 1932 году правила Кабинета министров о государственном языке, значительно изменённые в 1934 году. В 1935 году был принят первый Закон о государственном языке.[4]. В 1988 году Верховный Совет Латвийской ССР решил придать латышскому языку статус государственного[5].

В мае 1989 года Конституция Латвийской ССР была дополнена статьёй о латышском языке как государственном[6], а также был принят Закон о языках[7], существенно изменённый весной 1992 года[8]. В июле 1992 года в Кодекс об административных правонарушениях был включён новый раздел из 13 статей — «Административные нарушения в области использования государственного языка», налагать наказания за которые было поручено Инспекции государственного языка[9].

На смену Закону о языках пришёл ныне действующий Закон о государственном языке. Летом 1999 года Сейм Латвии принял другой вариант закона[10] (в связи с его принятием Госдума России приняла особое заявление[11]), но он после ряда акций протеста был возвращён президентом на повторное рассмотрение (Верховный комиссар ОБСЕ по делам национальных меньшинств приветствовал это решение президента[12]), и Сейм в декабре принял ныне действующий закон, вступивший в силу в 2000 году. С тех пор, по состоянию на сентябрь 2017 года, к закону ни разу не принимались поправки.

По состоянию на сентябрь 2019 года, поправки к закону подавались трижды: два раза фракцией ЗаПЧЕЛ в Девятом Сейме (законопроекты № 191/Lp9 и 436/Lp9)[13] и один раз фракцией ЦС в Одиннадцатом Сейме (законопроект № 144/Lp11)[14]. Все эти поправки были отклонены Сеймом на первой же стадии.