Залопань


Зало́пань, Зало́панье, Зало́панский район — старинный исторический район Харькова в большой излучине реки Лопань, протянувшейся от от Ивановки до Старой Основы, ограниченный руслом реки от Ивановки до стрелкижелезнодорожным вокзалом и линией железной дороги Курско-Харьково-Азовской и рекой Лопань после слияния с Харьковом до Карповки.

Названа Залопань так потому, что по отношению к самой старой части города — Харьковской крепости на Университетской горке Нагорного района — район находился за рекою Лопань. Также в городе были c 18 века районы Захарьков (за рекой Харьков) и Занетечь (за Нетечей).

Район — один из самых старейших в Харькове. В нём преимущественно селились мещане, ремесленники, купцы второй гильдии (дворяне, чиновники, состоятельные люди предпочитали селиться в Нагорной части города).

В конце 18 века Залопань в западной части была обнесена городской стеной. Наиболее активная застройка района началась в 1869 году после прокладки через город в Харькове Курско-Харьково-Азовской железной дороги из Москвы в Крым, которая резко ускорила экономическое значение Залопани и значительно повысила стоимость земли в районе железной дороги. Жить в Залопани в XIX веке стало престижно, и здесь, но ближе к центру, стали селиться состоятельные люди. Границы района в 19 веке значительно расширились и включили в себя пригородные слободы до железной дороги (так, Гончаровская слобода слилась с городом в 1810-х годах).

Путём сплошной застройки района город, начиная с 1800-х годов, был соединён с пригородными слободами: Панасовской., Ивановской, Гончаровской.

Залопанский исторический район, в свою очередь, делится на несколько исторических городских районов города: