Замоскворецкая линия


Замоскворе́цкая линия (до 1990 года — Го́рьковско-Замоскворе́цкая; при открытии 11 сентября 1938 года — Го́рьковский ра́диус по Горьковской (ныне — Тверской) улице) — вторая по официальной нумерации (третья по хронологии) линия Московского метрополитена. Связывает центр с севером города (район Ховрино и районы, прилегающие к Ленинградскому шоссе), и южными Коломенским и крупными жилмассивами Царицыно, Орехово-Борисово и Братеево. На схемах обозначается зелёным цветом и числом Замоскворецкая линия.

Почти вся линия находится под землёй, за исключением станции «Технопарк» и прилегающих к ней перегонов, где линия выходит на поверхность и по Нагатинскому мосту пересекает Москву-реку. Одна из двух линий Московского метрополитена, пересекающих Москву-реку более чем в двух точках (в трёх; Кольцевая линия — в четырёх).

Линия имеет длину 42,8 км и 24 станции. Среднее время поездки по всей линии 62 минуты[2]. Средняя скорость движения подвижного состава 42 км/ч[2]. В 2010 году линию обслуживали 720 вагонов, из которых формировались восьмивагонные поезда[5].

По состоянию на 2016 год пассажиропоток на Замоскворецкой линии составлял 1 287 800 человек в сутки[6].

Единственная линия Московского метрополитена, городов стран Восточной Европы и постсоветского пространства с первоначальным названием которой — Горьковский радиус — связана литера электровагона «Г» (81-701)[7][8].

Первый участок тогдашнего Горьковского радиуса был пущен в 1938 году от станции «Сокол» до «Площади Свердлова» (ныне «Театральная»). Линия разгрузила Ленинградский проспект и улицу Горького (ныне Тверская), соединив также Московский аэровокзал и Белорусский вокзал. Особенность первых станций — архитектурные решения в стиле ар-деко, прообраз будущих элементов сталинского ампира послевоенных станций. Участок включал в себя знаменитую «Маяковскую», которая признана одним из лучших не только архитектурных, но и инженерных достижений в подземном строительстве — она является первой в мире колонной станцией глубокого заложения (33 м). Для экономии и ускорения сооружения первого участка были исключены запланированные в первоначальном проекте линии станции «Советская», «Пушкинская площадь» (сооружена в 1979 году как «Горьковская», впоследствии переименована в «Тверскую») и «Бега».