Привязка к поставщику


Привязка к поставщику (вендорло́к[1]англ. vendor lock-in, proprietary lock-in, customer lock-in, «барьер для смены поставщика») — бизнес-модель, в которой устанавливается зависимость потребителя от продуктов и услуг одного поставщика, намеренно создаются осложнения для смены поставщика из‑за высоких затрат на переход.

Поставщики заинтересованы намеренно создавать замыкание для завоевания большой доли рынка, что иногда приводит к появлению монополии и «стандартов де-факто».

Как естественное, так и намеренное замыкание может возникнуть в результате появления несовместимых с другими «стандартов де-факто», обеспечивать совместимость с которыми для конкурентов оказывается дорого, трудно или невозможно по лицензионным причинам.

Иногда компании добавляют к открытым стандартам собственные расширения[4] (как полезные, так и бесполезные или дублирующие существующие), не раскрывая их или патентуя. Такая тактика называется Embrace, Extend, and Extinguish («Поддержать, надстроить и уничтожить»).

AOL иногда меняла протокол ICQ несовместимым образом, что затрудняло использование «неофициальных» клиентов, таких как Miranda и другие. «Официальный» клиент существует только для Microsoft Windows и Mac OS X[5]. Бета-версия для операционных систем Linux появилась только в мае 2011-го[6], а ICQ-клиент для телефонов и прочих устройств с поддержкой J2ME был выпущен лишь в 2010 году.[7]

Практически все мобильные устройства используют карты памяти стандарта SD, miniSD и microSD. Однако устройства фирмы Sony используют флеш-память стандарта Memory Stick, значительная часть устройств Sony при этом не поддерживает другие типы памяти. Таким образом, купив устройство фирмы Sony, покупатель вынужден докупать к нему карты памяти, которые в среднем в полтора-два раза дороже SD и к тому же в большинстве случаев не могут быть использованы с уже имеющимся оборудованием.