Зандворт (трасса)


Кольцо Зандворт (англ. Circuit Zandvoort, нидерландское произношение: [sɪrˈkʋi ˈzɑntfoːrt]), ранее называвшееся Кольцо «Парк Зандворт» (англ. Circuit Park Zandvoort) — автогоночная трасса, расположенная неподалёку от города Зандворт в Голландии.

В этих местах гонки стали проводить ещё до Второй мировой войны, самая известная из них прошла 3 июня 1939 года. Во время войны, в 1942 году, мэр города Ван Альфен предложил немецким оккупантам построить сеть дорог для улучшения транспортной структуры побережья и для проведения военных парадов.

После войны глава местного автоклуба Джон Хугенхольц, будущий директор «Зандворта» до 1974 года, пригласил известного тогда гонщика, победителя марафона «24 часа Ле-Мана» Сэмми Дэвиса, и тот разработал конфигурацию с учётом уже существовавших дорог и местных ландшафтов. В итоге трасса открылась 7 августа 1948 года, в этот же день прошёл Гран-при Зандворта, который выиграл Принц Бира на Maserati.

С 1952 по 1985 год (с перерывами) здесь прошло 30 Гран-при Формулы-1, в которых четыре раза выиграл Джим Кларк, и по три раза выигрывали Ники Лауда и Джеки Стюарт.

Трасса известна своим первым, профилированным поворотом «Тарзанбохт» (названным так в честь местного крестьянина, который предоставил свою землю строителям автодрома, но взамен пожелал, чтобы его имя было увековечено на трассе[источник не указан 1018 дней]), предоставляющим широкие возможности для обгона, а также множеством быстрых S-образных виражей.

За всю свою историю автодром унёс несколько жизней — в 1957 году в местной гонке погиб Вим Герлах, позже его именем назовут поворот. На Гран-при Нидерландов Формулы-1 в 1970 разбился Пирс Каридж, в 1973 погиб Роджер Уильямсон, а в 1968 в столкновении с Клеем Регаццони погиб Крис Ламберт в Panoramabocht во время гонки Формулы-2. Всего же к 1980 году в Зандворте погибло 7 гонщиков и два зрителя.