Зарождение христианства


Зарожде́ние христиа́нства — процесс формирования религиозной доктрины христианства на основе учения Иисуса Христа и его учеников.

Религиозный климат Палестины I века был разнообразным[1], существовали многочисленные иудейские секты[2]. Иосиф Флавий описывал 4 известные секты: фарисеи, саддукеи, ессеи и одну безымянную[3]. Между I веком до н. э. и I веком н. э. было множество харизматических религиозных лидеров, внёсших свой вклад в то, что впоследствии стало Мишной талмудического иудаизма, в том числе Иоханан бен Заккай и Ханина бен Доса. Еврейский мессианизм и концепция еврейского мессии уходят своими корнями[en] в апокалиптическую литературу II—I веков до н. э., обещая появление будущего «помазанного» лидера (мессию или царя) из рода Давида вместо иностранных правителей того времени, который воскресит Израильское Царство Божье.

Подвиги Маккавеев, заставившие Сирию в 140 г. до н. э. признать полную политическую самостоятельность Иудеи, сделали хасмонеев полными духовными вождями ими освобождённого народа, который, не сознавая всемирно-исторических причин слабости Сирии, приписывал успехи Маккавеев безраздельно им самим и благоволению к ним Иеговы. Упоённые этими успехами, иудейские цари-первосвященники маккавейской (так назыв. хасмонейской) династии рвутся далее, освобождают правоверные иудейские города в Галилее и Перее, а затем завоёвывают и насильственно иудаизируют целые соседние области (Идумею на юге, Самарию и Галилею на севере, поморье от мыса Кармель до г. Рафии на Синайском перешейке). Понятно, каким страшным ударом для иудеев явилось после этого завоевание Иерусалима Помпеем и отдача всей страны в управление президу Сирии. Казалось, уже готовы были вновь наступить Давидовы времена — и вдруг опять «отнялся скипетр от Иуды».

Римское завоевание, как раньше македонское, повлияло на еврейство, произошло новое усиление обоих полюсов духовной жизни еврейства, космополитического примирительного и непримиримого фарисейского, первого — на окраинах и диаспоре, второго — в Палестине и всего более Иерусалиме. Объяснить новый гнев Божий с фарисейской точки зрения было не трудно, хасмонеи, цари и первосвященники под влиянием постоянных дипломатических сношений с языческим миром уже к концу II века превратились в скептических, холодных к закону саддукеев.