Зарянко, Сергей Константинович


Серге́й Константи́нович Заря́нко (белор. Сярге́й Заранка; 24 сентября [6 октября1818, село Ляды, Могилёвская губерния — 20 декабря 1870 [1 января 1871], Москва) — русский живописец и педагог белорусского происхождения[4], один из наиболее известных воспитанников венециановской школы, крупнейший мастер салонно-академического портрета середины XIX века. Академик (с 1843) и профессор (с 1850) Императорской Академии художеств, профессор Московского училища живописи, ваяния и зодчества (с 1856).

Сергей Зарянко родился в семье крепостного в имении князя Любомирского. Получив вольную, его отец вместе с семьей переехал в Санкт-Петербург, где работал у князя А. Н. Голицина. Учиться начал в Санкт-Петербургской 3-й гимназии. С детства проявлял художественные способности и первые художественные навыки получил у живописца В. М. Аврорина. Талант юного художника заметил знаменитый русский живописец А. Г. Венецианов, который способствовал в 1834 году определению Сергея Зарянко в вольноприходящие ученики Императорской Академии художеств. В Академии учились и его братья Василий, Иосиф и Николай, но все они умерли довольно юными, что помешало раскрыться их талантам в полной мере[5].

Зарянко не сразу обратился к портретной живописи; вначале он изображал разные интерьеры, обучаясь в пейзажном классе М. Н. Воробьёва. В 1836 году за «Вид Фельдмаршальского зала в Зимнем дворце» он был отмечен малой серебряной медалью. В 1837 году учился у А. Г. Венецианова. В 1838 году за «Вид Тронной залы» был удостоен звания неклассного художника, после чего продолжал писать преимущественно перспективные виды и в 1841 году за картину «Рекреационная зала в Училище правоведения» был награждён большой серебряной медалью. Последние годы жизни Сергей Константинович Зарянко посвятил педагогической деятельности и оставил весьма поучительные записи «Руководство к живописи».[6]

В 1843 году за картину «Внутренность Морского Никольского собора» получил звание академика. Затем жил и работал в Москве, занимаясь исполнением образов для разных церквей; в 1846 году преподавал рисование в Александровском сиротском институте и «перспективное искусство» — в дворцовом архитектурном училище. В 1846—1855 годах преподавал в Санкт-Петербурге — в Дворянском полку. С возвращением в Петербург, он впервые серьёзно принялся за портретную живопись. На академической выставке 1849 года были выставлены два портрета его работы: генерала П. К. Ломновского и певца О. Петрова, принёсшие ему громкую известность. В 1850 году за портреты графа Ф. П. Толстого и ротмистра Д. В. Хвостова академия присудила ему звание профессора.

В 1856 году, по рекомендации Ф. И. Прянишникова, он начал работать в Московском училище живописи и ваяния — инспектором и старшим профессором живописи. С конца 1865 по 1870 год жил преимущественно в Санкт-Петербурге, где работал над портретами членов царской фамилии для Романовской галереи в Зимнем дворце. В зрелом возрасте видел только одним глазом.