Заря (теплоход)


Теплоходы «Заря» — серия советских пассажирских скоростных глиссирующих речных судов с водомётным движителем для перевозки пассажиров и их багажа по малым рекам в светлое время суток. Вместимость — 60—86 пассажиров, экипаж — 2—3 человека. Скорость движения — 40—45 км/ч.

Появления на реках СССР теплоходов типа «Заря» произвело настоящую транспортную революцию в районах с неразвитой дорожной сетью и мелководными реками, не оборудованными причалами (Сибирь, Урал, Дальний Восток и Северо-Запад России). Речные суда традиционного типа обладали малой скоростью и не могли подходить для посадки/высадки пассажиров к не оборудованному берегу. Теплоходы типа «Заря» обеспечили надёжную связь между маленькими посёлками на берегах рек и райцентрами (городами).

Разработку проектов судов выполнили в ЦНИИ им. академика Крылова (гидродинамика, движительно-рулевой комплекс), ЦТКБ Минречфлота СССР (общая разработка проекта, разработка конструкции судна), экспериментально-исследовательский завод Ленинградского института инженеров водного транспорта, строительство опытных образцов) при участии специалистов Московского судостроительного и судоремонтного завода (разработка технологии производства). Руководитель проекта А. А. Оскольский.

При начале разработки теплохода в 1962 году в его конструкцию был заложен ряд конструктивных особенностей, не имевших на тот момент аналогов в мировой практике:

Корпус судна выполнен из алюминиево-магниевого сплава АМг-5. Многие элементы надстройки выполнены из стеклопластика.

Благодаря таким обводам, форме днища и малой осадке (0,5 метра) судно может подходить к берегу в местах, не оборудованных причальными сооружениями. При этом спуск трапа не требуется, так как теплоход выходит носом на берег. Для снижения гидродинамического сопротивления используется воздушная смазка днища.