Захария (пророк)


Заха́рия (др.-евр.זְכַרְיָה‏‎, Зхарья — «Господь вспомнил») — один из двенадцати ветхозаветных «малых» пророков. Родившись во время вавилонского плена, он пережил его и по возвращении из плена много содействовал нравственному возрождению народа[1].

Пророку принадлежит особая ветхозаветная книга, носящая его имя (Книга пророка Захарии) и занимающая предпоследнее место среди пророческих книг. Первое датированное пророчество книги относится к 520 году до н. э.: «В восьмом месяце, во второй год Дария, было слово Господне к Захарии» (Зах. 1:1), последнее к 518 году до н. э.: «В четвёртый год царя Дария было слово Господне к Захарии, в четвёртый день девятого месяца, Хаслева» (Зах. 7:1).

Христианство. С учётом того, что пророк родился во время вавилонского плена (то есть до 539 года до н. э.), а книга была написана при царе Дарии, то очевидно, что речь идёт о Дарии I, а книга примерно датируется 520—515 годами до н. э.

Иудаизм. Согласно традиционному еврейскому летоисчислению, декрет Дария о восстановлении Храма и сопутствующее ему пророчество Захарии датируются 3408 годом от сотворения мира (352 год до н. э.), а восстановление Храма завершено в 3412 году от сотворения мира (348 год до н. э.). Исходя из этих дат, наиболее верным будет идентифицировать Дария как Дария III[1][2][3][4].

Имени пророка Захарии присваивались различные значения; по мнению большинства новейших исследователей, имя Zechariah обозначает: «(тот, о ком) помнит Яхве»[5].

О времени и месте рождения Захарии, за неимением точных указаний в книгах Священного Писания, приходится довольствоваться лишь более или менее вероятными предположениями. Наиболее принятое у исследователей мнение таково: если во время первосвященства Иисуса дед пророка Иддо был ещё представителем своего священнического рода, то следовательно, Захария, при возвращении пленников в Иерусалим в царствование Кира II Великого, был сравнительно молодым человеком; а из того обстоятельства, что он, восемнадцать лет спустя, во втором году Дария Гистаспа (519 до н. э.), называет себя naar — юноша (2, 4, ст. 8 масор. т.), это предположение становится ещё более вероятным. Отсюда делается такое заключение: пророк родился в Вавилоне незадолго до издания указа Кира и в детском возрасте прибыл в Иерусалим[6].