Званцев, Николай Николаевич


Николай Николаевич Званцев (наст. фам. Званцов; сценический псевдоним Званцев-Неволин или Неволин; 6 [18] июня 1870, Нижний Новгород — 18 мая 1923[1], Москва) — оперный певец (бас-баритон), драматический актёр, режиссёр и вокальный педагог.

Учёба: Московская консерватория; педагоги: класс пения — Л. Джиральдони, класс скрипки — И. Гржимали, класс композиции — А. С. Аренский и С. И. Танеев; в 1895 году окончил[2] и в том же году уехал на совершенствование в Европу: Милан (педагог Мартин Петц) и Париж[1].

Вернувшись в Россию, в 1897 году поступил в оперную антрепризу певца Н. Унковского, с которой работал в различных городах: Курске, Орле, Ельце и др.

В 1900—2002 — в Товариществе Московской частной русской оперы С. Мамонтова. Там же начал режиссёрскую деятельность, поставив в 1902 оперу П. Чайковского «Черевички». Пружанский А. М. пишет, что певец «обладал голосом неприятного тембра, но „всегда давал умную и тонкую обработку музыкальной и сценической стороны любой партии“»[1], эти природные данные и привели его на режиссёрское поприще.

В 1920—1923 — вернулся в МХТ и работал в режиссёрском управлении и репертуарной комиссии Художественного театра.

Одновременно работал в Опере С. Зимина, где был заведующим художественной частью и в качестве режиссёра поставил несколько опер в 1922 году: «Мазепа» П. Чайковского, «Гугеноты» Дж. Мейербера и «Царская невеста» Н. Римского-Корсакова.