Звенигородский историко-архитектурный и художественный музей


Звенигородский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник — музей в Звенигороде, открытый в 1920 году.

В 1920 году в Звенигороде открыли музей в усадьбе Введенское (её последний владелец — граф А. В. Гудович); он включил в себя большую часть из собрания усадьбы и единичные предметы из других усадеб — Большие Вязёмы, Кораллово, Анашкино, Ильинское, Поречье и других. В то же время в усадьбе Ершово состоялось открытие музея помещичьего быта. Саввино-Сторожевский монастырь, закрытый в 1919 году, был взят под охрану музейным отделом Наркомпроса как ансамбль памятников, уникальный в своём роде[2].

В июле 1920 года на территориях Саввино-Сторожевского монастыря располагался санаторий Наркомата здравоохранения, а также Музей церковной старины; основная часть его коллекции состояла из монастырской ризницы, библиотеки, архива и «обстановки в бывшем дворце бывшего царя Алексея Михайловича Романова»[3].

В 1922 году было принято решение объединить все три музея в стенах монастыря под общим названием Музей церковной старины и помещичьего быта. В то время в собрание музея вошли: часть коллекции керамики Гудовича, коллекция восточного и русского оружия и художественного металла, взятого из собрания Голицыных, русская и западноевропейская живопись и гравюры[2]. В том же году монастырь как памятник архитектуры XVXVII веков передали в ведение, а также под охрану Музейного отдела Главнауки Наркомпроса[3].

Музей прекращал работать дважды — в 1927 и в 1939 годах; в результате заповедник почти полностью утратил своё начальное собрание. В 1944 году музей открылся снова, и сейчас в его фондах насчитывается около 50 000 экспонатов; к сожалению, только лишь единичные экземпляры предметов первой коллекции дошли до наших дней[2].

В 1927 году в монастыре организовали колонию для беспризорных детей (она занимала Дворец царя Алексея Михайловича, половину Трапезной палаты XVII века и часть Царицыных палат). Остальные здания находились в ведении Наркомата здравоохранения. И. Э. Грабарь вывез в Москву для реставрации храмовую икону Рождества Пресвятой Богородицы, а также другие иконы из Рождественского собора монастыря. Однако иконы в монастырь не вернулись; дальнейшая судьба её неизвестна[3].