Зеетойфель (подводная лодка Бауэра)


Зеетойфель (нем. Seeteufel — морской чёрт) — вторая подводная лодка немецкого инженера Вильгельма Бауэра (1855 год). Построена в Санкт-Петербурге по заказу Российской Империи.

(не путать с «проект Зеетойфель» — экспериментальными гусеничными подводными лодками, разрабатывавшимися в Германии в 1944 году)

После неудачи первого проекта инженера — субмарины «Der Brandtauscher», построенной в Германии и затонувшей в порту Киль, ни Пруссия ни Австрия более не хотели связываться с проектами Бауэра. Безуспешными были также его попытки построить подводную лодку в интересах Англии и США: эти страны также отказали изобретателю в поддержке[1]. Тогда он обратился к правительству Российской Империи с предложением о постройке «...гипонавтического снаряда, который способен двигаться под поверхностью воды, и целью которого являются подводные военные действия. Снаряд... имеющий вид тюленя движется при помощи не паровой, а газовой силы со скоростью, которая равна скорости парохода по всем направлениям, не только на воде, но и под поверхностью воды. Данный снаряд, который управляется находящимися в нем людьми, способен подходить под килем кораблей невидимо для неприятеля...» (Из докладной записки Вильгельма Бауэра в Морское министерство России 13 марта 1853 года)[2]. По благоволению Великого Князя Константина Николаевича В. Бауэр был зачислен в морское ведомство на действительную службу в чине вольного инженер-механика[1]. Ему была предоставлена возможность постройки своей субмарины в Санкт-Петербурге, на заводе, принадлежавшем Николаю Романовскому. В течение шести месяцев 1855 года судно было построено.

В ноябре 1855 года была предпринята первая попытка спуска «Зеетойфеля» на воду в Обводном канале. Однако, перевозившая его баржа при проходе под мостом села на мель, треснула и затонула вместе с субмариной[2]. Зиму 1855/56 года «Зеетойфель» провёл в Обводном канале[1], и лишь весной был извлечён из него.

20 мая 1856 года подводная лодка Бауэра была доставлена в Кронштадт, и 25 мая 1856 около 20 часов вечера была спущена в воду для испытаний[2].

Материал — железные листы толщиной 15 мм, скреплённые с помощью эллиптических шпангоутов. В носовой части — отделённая от основного объёма водолазная камера (шлюз-кессон).