Зейгарник, Блюма Вульфовна


Блю́ма Ву́льфовна Зейга́рник (урождённая Женя Блюма Герштейн[1]; нем. Bluma Zeigarnik; 27 октября (9 ноября1900[2][3][a], Прены, Мариампольский уезд, Сувалкская губерния, Российская империя — 24 февраля 1988, Москва, СССР) — советский психолог, основательница советской патопсихологии.

Широко известен результат диссертационной работы Зейгарник, выполненной под руководством Курта Левина в Берлинском университете, где она показала, что незавершённые действия запоминаются лучше, чем завершённые («эффект Зейгарник»). С 1931 года работала в психоневрологической клинике Всесоюзного института экспериментальной медицины в сотрудничестве с Л. С. Выготским.

Одна из создателей факультета психологии МГУ, кафедры нейро- и патопсихологии. Выдающийся вклад Блюмы Зейгарник в разработку психологических проблем был оценён Американской психологической ассоциацией, присудившей ей премию имени Курта Левина (1983). В СССР ей была присуждена Премия имени М. В. Ломоносова I степени (1978).

Блюма Вульфовна Герштейн родилась 27 октября (9 ноября1901 года в Пренах Сувалкской губернии Российской империи. Родители, Вульф Герштейн (1861—1936), уроженец Волковышек, и Роня-Фейга Розенгард (1865—1941), владели магазином[4]. Училась в гимназии в Пренах, с 1916 года — в Алексеевской женской гимназии Е. Д. Рейман-Далматовой в Минске. Примерно в 1915 году семья Герштейнов неформально усыновила ее будущего мужа, Альберта Янкелевича Зейгарника (1900—1942), родившегося в Варшаве и проживавшего в Пренах, вместе с которым в 1922 году переехала на учёбу в Берлин и поступила на философский факультет Берлинского университета, в то время как А. Я. Зейгарник поступил в Берлинский политехникум[4]. Там под влиянием лекций Макса Вертхаймера она заинтересовалась психологией.[5] Брак супругов Зейгарник был заключён 9 января 1924 года в Каунасе.

В 1924 году начала посещать семинар Курта Левина, который занимался психологией личности, в частности изучением движущих мотивов личности, поведения личности в её среде, потребностей и «квазипотребностей» личности и их зависимости от социального окружения.[5] Одновременно с занятиями у Левина Зейгарник продолжала посещать занятия и у других профессоров: так, она занималась в психиатрической клинике у К. Гольдштейна, прослушала курс лекций Э. Шпрангера и по эстетике Макса Дессуара.[5] В 1924–1926 годах после проведения ряда экспериментов Зейгарник обнаружила закономерность, которая вошла в науку под именем «эффект Зейгарник»: люди склонны запоминать незавершённые и прерванные действия (задачи) лучше завершённых.[6][7]

Эксперимент сводился к тому, что экспериментатор просил испытуемых за определённое время решить ряд задач. При этом испытуемому не давали завершить часть из них, ссылаясь на нехватку времени. Позже испытуемому предлагали перечислить все задания, которые он запомнил.