Земноморье


«Земномо́рье» (англ. Earthsea) — книжный цикл американской писательницы Урсулы Ле Гуин, действие которого разворачивается в вымышленном мире Земноморья. Серия о Земноморье состоит из 6 книг, начиная с «Волшебника Земноморья», впервые опубликованного в 1968 году, и продолжая романами «Гробницы Атуана», «На последнем берегу», «Техану», «На иных ветрах» и сборником рассказов «Сказания Земноморья». Также в серию входят ещё четыре рассказа, посвященные этой вселенной: «Слово освобождения», «Правило имён», «Дочь Одрена» и «Свет домашнего очага». Цикл о Земноморье соединяет азиатские предания о драконах, европейские сказки о волшебстве, шаманизм Северной Америки и этнологические концепции маны и магии имён[1].

Местонахождение Земноморья и время его существования неизвестны[2]. Большой архипелаг включает сотни островов с различными культурами, некоторые из которых описываются до некоторой степени подробно, другие лишь упоминаются. Мир Земноморья устроен достаточно просто: это доиндустриальный мир, в котором нет машин, даже большие торговые корабли ходят на вёслах[3][4]. В ардической части Земноморья со столицей Большой Порт на острове Хавнор живут крестьяне, горожане, волшебники; ардический народ темнокожий. На востоке Земноморья расположена Империя Каргад, которую населяют белокожие карги, в то время как западе архипелага водятся драконы[4] — древние и коварные существа, говорящие на Истинной Речи[5]. Этот язык обязывает человека говорить правду, в отличие от дракона[6]. В мире Земноморья нет науки[2], магия занимает центральное место: на каждом острове и в каждом поселении есть свой маг, занимающийся вопросами погоды, медицины, войны и более мелкими делами[7]. Магия Земноморья объединяет в себе науку и искусство: магии можно научиться, но чтобы её пользоваться, необходима врождённая сила. Ключевым в магии является знание подлинного имени человека, дракона, животного или вещи, что даёт власть над ними. Сказать своё подлинное имя кому бы то ни было означает полное доверие[8][9]. В Земноморье существуют различные «тёмные силы»; к ним относится, помимо драконов, например, Камень Терренона, который не может покинуть свой замок. Это первобытные, нечеловеческие силы, которые невозможно победить, но можно сдержать. Им нельзя служить, так как это силы тьмы[10][6].