Зеркальная галерея


Зеркальная галерея (фр. Galerie des Glaces) — самый известный интерьер Большого Версальского дворца. Вместе с исчезнувшей лестницей Послов и дворцовой Капеллы входила в три самых масштабных и впечатляющих интерьера парадной резиденции короля Людовика XIV.

В 1678 году архитектор Жюль Ардуэн-Мансар приступил к перестройке «Конверта» дворца, созданного Луи Лево. На месте открытой террасы второго этажа устроили Большую галерею (Зеркальной её назовут только в XIX веке)[1]. Вместе с фланкирующими её Залом Войны и Залом Мира (оформление последнего будет завершено только при Людовике XV) галерея соединила Большие апартаменты (фр. Grand appartements) короля с покоями королевы, став апофеозом «большого стиля» Людовика XIV. Вместе с тем, сооружение галереи нарушило логику «Апартаментов Планет» (название группы залов Больших апартаментов): при её создании были уничтожены салоны Юпитера, Сатурна и Венеры, располагавшиеся в левом ризалите «Конверта». (Салон Венеры позднее воссоздан в начале анфилады, у Лестницы Послов)[2].

При оформлении пространства нового интерьера Ардуэн-Мансар исходил из композиции созданной им ранее галереи замка Кланьи, а также Галереи Аполлона, созданной Луи Лево и Шарлем Лебреном в Лувре. Схема завершения галереи квадратными залами с открытыми проходными арками, использовалась в Сен-Клу, резиденции герцога Филиппа Орлеанского.

Галерея имеет длину 73 метра, ширину 10,5 и высоту до замка свода 12,3 метра. Росписи сводов, лепной декор и идея оформления противоположной от окон стены зеркалами принадлежат первому живописцу короля Шарлю Лебрену. Заканчивал оформление Ардуэн-Мансар[3].

Сюжеты росписей, как и в Лувре, предполагалось посвятить богу Солнца Аполлону (олицетворение Короля-Солнце Людовика XIV), или Геркулесу, как в отеле Ламбер в Париже[4]. Но после заключения мира в Нимвегене, ставшего апофеозом правления Людовика XIV, Шарль Лебрен за два дня набросал эскизы Истории короля[5]. По его же эскизам выполнили капители пилястр в национальном «французском» ордере (который на самом деле является модифицированным коринфским) с fleur-de-lys и галльскими петухами в декоре[1].

Правление всесильного министра короля Ж.-Б. Кольбера было ознаменовано эффективными торговыми и производственными мерами. В 1662 году была реформирована Мануфактура Гобеленов, а в 1665 году основана Королевская мануфактура стёкол и зеркал (Manufacture royale de glaces de miroirs) в предместье Сен-Антуан в Париже. Венецианские зеркала были очень дорогими и в 1672 году последовал указ о запрете ввоза во Францию венецианского стекла, люстр и зеркал. Ранее считалось, что для оформления стен в Зеркальной галерее Версаля были использованы зеркала из Венеции, но реставрационные работы 1998—2002 годов подтвердили их французское происхождение.