Зернистость (фотография)


Зерни́стостьфотографии) — неоднородность почернения фотографического материала. Зернистость обусловлена различием размеров частиц серебра («зёрен») в проявленном фотографическом слое.

Также различают микрозернистость (первичную структуру почернения), которую можно наблюдать при увеличениях в 100—1000 крат, и зернистость фотографическую (макрозернистость), называемую также гранулярностью, заметную при увеличениях уже в 5—30 раз.

Размер и морфология зерен галогенида серебра играют решающую роль в характеристиках изображения и поведении экспозиции. Между размером кристаллов и светочувствительностью (скоростью проявки) существует компромисс: более крупные кристаллы имеют больше шансов получить достаточно энергии, чтобы перевести их в проявляемое состояние, поскольку они имеют большую вероятность получить несколько фотонов, необходимых для образования кластеров Ag4, инициирующих автокаталитический процесс проявки.[1] Поэтому крупные кристаллы дают более чувствительную пленку, ценой того, что она заметно более зернистая. Мелкое зерно лучше сохраняет детали, но требует больше света.

В пленках с пластинчатым зерном используются кристаллы плоской морфологии с отношением ширины к толщине не менее двух, а часто и гораздо больше. Такая морфология позволяет лучше перекрывать кристаллы, уменьшая межзерновое пространство и обеспечивая больше чёрного цвета при том же количестве серебра. Более компактная структура позволяет наносить более тонкие слои эмульсии. Кроме того, её труднее вымыть на этапе закрепления. Плоские кристаллы также лучше поглощают сенсибилизирующие красители. Они также меньше рассеивают свет, обеспечивая более чёткое изображение, но меньшую детализацию. Плоские кристаллы также меньше поглощают фотоны высокой энергии из окружающей среды и космического излучения, что обеспечивает более длительный срок хранения без помутнения. В процессе синтеза пластинчатые кристаллы могут быть получены с помощью дополнительного шага, в ходе которого образовавшиеся кристаллические зерна нежелательной морфологии растворяются, а оставшиеся растут путем контролируемого созревания по Оствальду.[2]

«Классическая», кубическая эмульсия обеспечивает более хаотичное распределение форм и размеров кристаллов, в результате чего получается более «„прощающая“» пленка, устойчивая к более широкому диапазону экспозиций.

Обе морфологии также могут быть модифицированы для формирования структуры «ядро-оболочка», когда небольшое зерно галогенида серебра окружено одним или несколькими светочувствительными слоями, или более светочувствительный центр окружен более чувствительной к проявителю оболочкой. Это дает более мелкое зерно при той же чувствительности пленки. Один из вариантов — богатая йодидами сердцевина и бедная йодидами оболочка, что обеспечивает высокую чувствительность к свету внутри и высокую чувствительность к проявителю снаружи.[3]Стержневидные зерна, в отличие от пластинчатых, могут самостоятельно проявляться даже в отсутствие света, что приводит к помутнению.[4]