Зигги Стардаст


Зигги Стардаст (англ. Ziggy Stardust; Stardust на рус. Звёздная пыль) — вымышленный персонаж, созданный Дэвидом Боуи, являющийся центральной фигурой его концептуального глэм-рок-альбома The Rise and Fall of Ziggy Stardust and the Spiders From Mars и образ которого развивается в альбоме Aladdin Sane. Зигги Стардаст — это бисексуальный андрогинный человекоподобный марсианин, который пытается подарить человечеству послание надежды в течение тех пяти лет, которые он провёл на Земле[1]. Зигги представляет собой стереотипный образ «типичной» рок-звезды: он сексуально раскрепощён, употребляет наркотики и алкоголь, исповедует философию мира и любви, но в итоге он разрушает себя излишествами наркотиков и секса и погибает от рук вдохновлённых им фанатов.

Дэвид Боуи в период нахождения в образе Зигги настойчиво требовал от журналистов не называть его прошлым псевдонимом, постоянно напоминая им, что он Зигги Стардаст[2]. Когда Зигги Стардаст стал популярным персонажем, имя самого Дэвида Боуи стало прочно ассоциироваться с именем Зигги (в период его тесной дружбы с Игги Попом их называли «Игги и Зигги»[3]), что самому музыканту спустя годы крайне не нравилось. Боуи планировал сделать масштабный мюзикл, посвящённый Зигги[4].

Для Дэвида Боуи и его ближайшего окружения появление Зигги Стардаста не стало неожиданностью. По словам музыканта, примерно половина песен из альбома The Rise and Fall of Ziggy Stardust and the Spiders from Mars была записана до выхода его предыдущего альбома Hunky Dory.

Композиции «Moonage Daydream», «Hang On to Yourself» и «Lady Stardust» ранее фигурировали в репертуаре команды Arnold Corns. Эту группу Дэвид Боуи создал, объединив одноимённый коллектив из Далвичского колледжа и 19-летнего дизайнера Фредди Бурретти, пообещав обеим сторонам помочь с сочинением песен. В результате у Arnold Corns вышла пара синглов, но ни один из них даже не был замечен публикой, в том числе и «Moonage Daydream» с «Hang on to Yourself» на обратной стороне пластинки. При сравнении вариантов того времени последних двух песен с их окончательными версиями становится понятно, почему первые провалились: они звучали, скорее, как застольные фолк-импровизации, хотя были написаны для того, чтобы стать рок-гимнами[5]. Песня Holy Holy была впервые записана в конце 1970 года и вышла синглом в январе 1971 года[6].

Создание Зигги значило для Дэвида то, что за этой маской он мог скрыть все свои комплексы и страхи. Одним из этих страхов было сумасшествие, которое, как считал Боуи, было наследственным в его семье (так сошёл с ума брат Дэвида — Терри)[7]. Сам Боуи о создании Зигги говорил: