Золотое руно (журнал)


«Золото́е руно́» (фр. La Toison d'or) — ежемесячный художественный и литературно-критический журнал, выходивший в Москве в 1906—1909 годах. Редакция и контора располагались на Новинском бульваре. Всего вышло 34 номера журнала. Название восходит к петербургскому символистскому кружку «Аргонавты».

Задумывался он как продолжение петербургского «Мира искусства». Редактор-издатель — Николай Рябушинский, фактический руководитель литературного отдела в первое время — поэт Сергей Соколов (Кречетов). Сотрудником литературного и редактором художественного отдела был художник Николай Тароватый, в 1905 году издававший в Москве журнал «Искусство».

Значительные финансовые средства, вложенные в «Золотое руно» Рябушинским (беспрецедентные для модернистских изданий), способствовали как привлечению широкого круга именитых сотрудников, так и высокому художественному уровню оформления журнала.

Журнал содержал обильные иллюстрации (виньетки и другие украшения страниц, выполненные Львом Бакстом, Евгением Лансере, Константином Сомовым и другими крупными российскими и зарубежными художниками, цветные снимки портретов и пейзажей, специально подготовленные к публикациям в журнале портреты авторов, которые составили большую портретную галерею). Первые полгода выходил параллельно на русском и французском языках, причём на французский переводились и поэтические тексты. С 1908 издатель отказался финансировать формат «кварто», выбранный для репродукций произведений искусства.

Первый номер «Золотого руна» вышел 1 февраля 1906 года (по ст. стилю) и был посвящён Михаилу Врубелю. В журнале, открывавшемся стихотворением Валерия Брюсова «М. А. Врубелю», были помещены 14 репродукций работ художника. В выпуске принимали участие: Евгений Лансере (марка и виньетки к «Ожерелью» и «Человеческой повести квичей-майев» Константина Бальмонта, а также к «Влюбленности» Александра Блока), Лев Бакст (виньетка к «Старинным октавам» Дмитрия Мережковского), Мстислав Добужинский (лист оглавления, полосы между текстами, 2 виньетки — к статье Блока «Краски и слова» и между разделами «Художественная критика» и «Художественная хроника»). Также в номере был помещен отрывок из мистерии Андрея Белого «Пасть ночи». Художник Александр Бенуа назвал выпуск «верхом безвкусицы», добавив, что «Врубель ужасен. Зато Рерих блещет».

Третий номер был посвящён Виктору Борисову-Мусатову. Пять виньеток для журнала выполнил Павел Кузнецов.